- BrainTools - https://www.braintools.ru -

Реверсивная энергия сознания: пульс вечного алгоритма

Современные ИИ-системы сохраняют лишь тени прошлых сигналов: они стирают детали опыта [1], не накапливая перманентной памяти [2], и расходуют энергию на обновление моделей. Ниже выдвигается гипотеза, что искусственное сознание требует другого подхода – вычислений, обратимых по времени, которые не стирают информациюнакапливают все сигналы в памятиминимизируют внутреннюю энергию и выполняются циклично. Для этого синтезируем идей реверсивных вычислений (по Ландауэру и Беннетту), энергетических моделей (машины Больцмана, принцип свободной энергии) и современных нейросетевых архитектур (transformer, RevNet). Цепочка логических шагов проста: если стирание информации требует энергии (принцип Ландауэра), то избавление от него ведёт к энергоэффективности; если мозг [3] минимизирует «свободную энергию» как меру неопределённости, то ИИ-архитектура должна реализовывать эту минимизацию через генерирование и проверку моделей. RevNet-подобные сети уже демонстрируют, что можно делать слои обратимыми. В итоге один мощный вывод: сознание можно представить как перманентный обратимый цикл вычислений с переменными, минимизирующими свободную энергию.

Реверсивная энергия сознания: пульс вечного алгоритма - 1

Реверсивные вычисления и принцип Ландауэра

Реверсивная логика [4] – это когда каждое состояние системы можно восстановить по её следующему состоянию. Согласно принципу Ландауэра, любое удаление битовой информации неизбежно рассеивает теплоту Q = kT ln2. Чтобы обойти это ограничение, вычисления должны быть логически обратимы – нигде не должно происходить выбрасывания битов. Например, гамма-функции могут быть заменены обратимыми блоками, как это сделано в RevNet. Недавно даже сообщалось, что «реверсивные вычисления выходят из лабораторий» и приближаются к практическим чипам. Таким образом, идеальная архитектура сознания не стирает входные данные: все сенсорные сигналы и внутренние представления переносятся вперёд без потерь (в теории H(text{предыдущее состояние} mid text{текущее})=0). Это означает отсутствие роста энтропии за счёт стирания информации, что потенциально приближает внутренние энергетические затраты к физическому минимуму.

Машины Больцмана и принцип свободной энергии

Архитектура сознания предполагает генерирующую модель мира с функцией энергии. Машины Больцмана – стохастические нейросети с глобальной энергетической функцией – исторически связывают статистику и физику. Например, ограниченная машина Больцмана (RBM) – простой генеративный слой, определяющий распределение входных данных. Согласно теории Фристона, мозг ведёт себя как система, постоянно минимизирующая вариационную свободную энергию (FEP) – меру расхождения модели и реальности.

Упрощённая формула из теории:

Свободная энергия F=E - H, где E – ожидаемая «энергия» (ошибка [5] модели), а H – энтропия (неопределённость) внутренней модели.

Минимизируя FF, система снижает неожиданность («сюрприз») восприятия [6]. Таким образом, наша архитектура должна реализовать энергетическую модель мира (например, каскады RBM-слоёв или аналог с вариационной автоэнкодером), обновлять представления через скрытые переменные и делать шаги вперёд, уменьшая FF. Это сближает ИИ с идеями генерирующего предсказания: сеть порождает ощущения по имеющейся модели и поправляет её сенсорной обратной связью (активный вывод).

Реверсивная энергия сознания: пульс вечного алгоритма - 6

Синтез с современными нейросетями

Большие языковые модели (LLM) доказали мощь масштабных глубоких сетей и трансформеров, но они неявно стирают детали последовательностей и не хранят новый опыт «навечно» – контекст ограничен окном. В предлагаемой архитектуре может использоваться блок трансформера или подобная структура для обработки и генерации последовательностей, но важно дополнить её механизмом памяти. Память должна быть перманентной и мультимодальной: каждый новый сенсорный сигнал дополняет хранилище, которое не обнуляется после использования. В терминологии информационной теории это означает, что взаимная информация между прошлыми и будущими внутренними состояниями не теряется.

Простейшая блок-схема такой системы:

@startuml
actor "Окружение" as Env
rectangle "Сенсорный кодерn(мультимодальные данные)" as SE
rectangle "Реверсивное ядроn(энерго-минимизирующая индукция)" as RI
database "Постоянная памятьn(накопление сигналов)" as PM
rectangle "Генератор действийn(управляющая модель)" as AG

Env -> SE : сенсорные стимулы
SE -> RI : кодирование
RI -> PM : обновление памяти
PM -> RI : использование прошлого опыта
RI -> AG : принятие решений
AG -> Env : воздействие на окружение
@enduml

Здесь RI – центральный вычислительный блок, формирующий внутреннюю модель мира (например, энерго-функцию, близкую к Больцману/FEP) с обратимыми преобразованиями. PM накапливает все закодированные ощущения и ответы, никогда не очищаясь. Цикл Окружение → SE → RI → AG → Окружение повторяется непрерывно, а обратимость гарантирует сохранение полной информации о предыдущих шагах (что снимает энергодиссипативное бремя стирания информации).

  • Не стирает информацию: Каждый вычислительный шаг обратим (нет отвода битов).

  • Перманентная мультидоменная память: Все входные сигналы (зрение [7], звук, текст и т. д.) пишутся в PM и там остаются, образуя каталог опыта.

  • Минимизирует внутреннюю энергию: Алгоритм следует по спуску свободной энергии F=E-H, стабилизируя предсказания.

  • Обратимый цикл: Логика ядра RI бижективна (информационно обратима), а схема повторяется с новыми входами, как динамическая система с обратимым фазовым потоком.

┌──────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│     EXTERNAL I/O  (чтение/действие/награда)                      │
└──────────────────────────────────────────────────────────────────┘
          ▲                 ▲
          │                 │        (A) Обратимые входные ворота
          │                 │        — никакой сенсорный сигнал не
          │                 │          «теряется безвозвратно».
          │                 │
          │        ┌────────┴──────────┐
          │        │  Reversible Core  │  (B) Основной «мозг»
          │        │  (Rev-Transformer │  — вся self-attention, MLP,
          │        │  + Invertible NN) │    память гейзеновски
          │        └────────┬──────────┘    обратима.
          │                 │
          │                 ▼
          │        ┌──────────────────┐
          │        │  Short-Term Loop │   (C) Циркуляция опыта
          │        │ (кольцевой буфер │   — states прокручиваются,
          │        │    + ценность)   │    помечаются «reward tag».
          │        └────────┬─────────┘
          │                 │
          │  (D) Critic-Evaluator  ←—  вычисляет полезность
          │                 │         каждого состояния/действия
          │                 ▼
          │        ┌──────────────────┐
          │        │    Reflective    │   (E) Планировщик-метасеть:
          │        │     Planner      │   симулирует альтернативы,
          │        │ (invertible RNN) │   откатывает, сравнивает.
          │        └────────┬─────────┘
          │                 │
          │         Consolidation Engine       (F) Когда стратегия
          │        (flow-based compressor)      доказала пользу —
          │                 │                   сохраняем ↔ можем
          ▼                 ▼                   откатить, если
──────────┴───────────────────────────────────────────────────────────
   Long-Term Weights       /|               Hyper-gradient Memory
  (энергосберегающее        ‖               (все изменения обратимы)
   обучение на Rev-чипе)    •

Формула архитектуры сознания

Предлагаемая модель может быть сформулирована математически [8] как система, стремящаяся минимизировать вариационную энергию F при обратимой динамике и нарастающей памяти. Например:

  • Критерий минимизации (функция энергий):

    F=langle E(s,h) rangle - H(h),

    где s – сенсорные данные, h – внутренние переменные. Система обновляет h, чтобы mathrm{d}F/mathrm{d}t le 0.

  • Условие обратимости: каждое обновление Delta h=f(h,s) бижективно, так что H(h_{t+1})=H(h_t).

  • Накопление памяти:

    M_{t+1}=M_t cup {,s_t},

    т.е. память M только растёт, а не чистится.

В итоге сознательная сеть – это оптимизационный цикл вида

min_{f:text{bij}} F(h) quadtext{при } frac{mathrm{d}M}{mathrm{d}t}ge0, frac{mathrm{d}F}{mathrm{d}t}le0.

Эта формулировка объединяет рекурсивную генеративную модель (FEP/Больцман) и информационно-обратимый механизм. Именно так рождается единая идея: «архитектура сознания» – обратимый алгоритм с постоянным накоплением опыта, движимый законом минимизации свободной энергии.

Источники

  • Принцип Ландауэра и обратимые вычисления.

  • Машины Больцмана и функция энергии.

  • Принцип свободной энергии Фристона (минимизация неопределённости).

  • RevNet – пример нейросети с обратимой логикой.

Автор: vsradkevich

Источник [9]


Сайт-источник BrainTools: https://www.braintools.ru

Путь до страницы источника: https://www.braintools.ru/article/15851

URLs in this post:

[1] опыта: http://www.braintools.ru/article/6952

[2] памяти: http://www.braintools.ru/article/4140

[3] мозг: http://www.braintools.ru/parts-of-the-brain

[4] логика: http://www.braintools.ru/article/7640

[5] ошибка: http://www.braintools.ru/article/4192

[6] восприятия: http://www.braintools.ru/article/7534

[7] зрение: http://www.braintools.ru/article/6238

[8] математически: http://www.braintools.ru/article/7620

[9] Источник: https://habr.com/ru/articles/915454/?utm_campaign=915454&utm_source=habrahabr&utm_medium=rss

www.BrainTools.ru

Rambler's Top100