- BrainTools - https://www.braintools.ru -

Информация. Подборка из книг. Мнемотехника. Запоминание на основе визуального мышления. Зиганов М. А., Козаренко В. А.. Занятие 2.

Метод активного повторения

Повторением [1] — это процесс, когда информация воспроизводится мысленно, устно или записывается исключительно из вашей памяти [2]. Если вы многократно считываете информацию из учебника — это не повторение, это повторное восприятие [3] и нет никакой гарантии, что образованные ассоциации [4] будут активизированы. Для закрепления информации в памяти необходимо ее припоминание [5].

Многократное припоминание запечатленных сведений называется активным повторением.

Слово «активный» в этом определении подчеркивает гарантированную активизацию всех образованных ассоциаций.

Следовательно, еще до начала повторения все сведения должны быть запомнены в полном объеме и без ошибок. Зачем же тогда повторять? Для сохранения.

Обратите внимание [6] на существенное отличие мнемотехнического повторения от повторения в привычном вам смысле. Обычно человек повторяет, чтобы запомнить. Мнемонисты повторяют уже запомненное, чтобы сохранить.

Как повторять

  • После запечатления информации (кодирование в образы и создание ассоциативных связей) припомните ее и сравните с первоисточником. Это называется контрольным припоминанием. Перед тем как закреплять какие-то сведения в своей памяти, убедитесь, что они находятся там без ошибок. Иногда информация запоминается ошибочно из-за невнимательности и ошибок в кодировании.
  • Если вы обнаружите пропуски или неточности при запоминании, запомните вновь лишь ту часть сведений, которая припомнилась с ошибками или вообще потерялась из памяти. Когда вы будете уверены, что вся информация находится в вашей памяти (и без ошибок), приступайте к ее закреплению, разумеется, если вы намерены пользоваться запомненными сведениями. Если вы просто выполняете учебные упражнения, то достаточно несколько раз вспомнить запомненное (для тренировки) и более не следует повторять упражнения. Через некоторое время они сотрутся из памяти.
  • Первое мысленное повторение делайте сразу после запоминания [7].
  • Второе повторение — примерно через 40-60 минут.
  • Третье — в этот же день (примерно через 3-4 часа).
  • Четвертое мысленное повторение — на следующий день.

Вас не должно пугать большое количество повторений. Повторять из памяти намного интереснее, чем пытаться безрезультатно запомнить что-то обычным методом. Мысленно повторять можно где угодно: за обедом, во время прогулок, в общественном транспорте. При запоминании иностранных слов вы можете целый день крутить их в голове, включая новые слова в различные грамматические конструкции. При этом реализуется принцип интенсивного обучения [8] — обучения без перерывов, с «погружением» в предмет.

Мысленное повторение можно осуществлять по-разному. Мы выделяем три уровня повторения.

Первый уровень. Мысленно повторяются только цепочки опорных образов [9]. На цепочке из 20 образов можно легко зафиксировать 20 телефонных номеров. Пока вы помните опорные образы, вы сможете вспомнить и номера телефонов. Цепочка из 20 образов повторяется мысленно за несколько секунд.

Второй уровень. Повторение с полной расшифровкой. Вспоминайте не только опорные образы, но и образы, в которых закодирована конкретная информация с переводом ее в свой первоначальный вид. Другими словами, если вы повторяете запомненную хронологическую таблицу, вы просто пересказываете ее мысленно.

Третий уровень. Это повторение с использованием приемов мысленной прорисовки и мысленного проговаривания. Такое повторение следует осуществлять при запоминании разных значков (типа транскрипции или хираганы), иностранных слов и другой информации, которая должна воспроизводиться без задержек и в своем непосредственном виде (например, сразу в виде цифр исторической даты).

Здесь сделаем одно важное замечание. У занимающихся мнемотехникой [10] на первых порах внимание отвлекается (не хватает сил припомнить информацию до конца). Поэтому часто учащиеся повторяют каждый раз первую половину запомненных сведений. Вторая часть без повторения не активизируется и теряется из памяти. Если у вас хватило сил вспомнить лишь половину хронологической таблицы, при следующем ее припоминании начните с того места, где вы прервались, и вспомните информацию до конца.


Сайт-источник BrainTools: https://www.braintools.ru

Путь до страницы источника: https://www.braintools.ru/article/1676

URLs in this post:

[1] Повторением: http://www.braintools.ru/article/4012

[2] памяти: http://www.braintools.ru/article/4140

[3] восприятие: http://www.braintools.ru/article/7534

[4] ассоциации: http://www.braintools.ru/article/621

[5] припоминание: http://www.braintools.ru/article/353

[6] внимание: http://www.braintools.ru/article/7595

[7] запоминания: http://www.braintools.ru/article/722

[8] обучения: http://www.braintools.ru/article/5125

[9] опорных образов: http://www.braintools.ru/article/769

[10] мнемотехникой: http://www.braintools.ru/article/648

www.BrainTools.ru

Rambler's Top100