- BrainTools - https://www.braintools.ru -
Учёные из Нидерландов изучили влияние от прохождения обучающего курса слепой печати на навыки орфографии и письменного изложения у 207 учащихся 4-6 классов.
Курс состоял из 15 занятий по 1,5 часа + 20 минут ежедневной самостоятельной практики.
154 ученика прошли курс — экспериментальная группа
53 не проходили — контрольная
Каждая группа до и после прошла проверку знаний:
• задание на набор текста
• диктант на проверку орфографии
• написание рассказа на основе серии картинок
В таблице представлены средние результаты участников и значение стандартного отклонения (SD = Standard Deviations).
Для простоты понимания:
• чем меньше SD, тем однороднее результаты участников (все печатали примерно одинаково);
• чем больше SD, тем разброс больше (у кого-то сильно лучше или хуже, чем в среднем по группе).

Курс слепой печати заметно повлиял на результаты экспериментальной группы:
• Значительно увеличилась скорость ввода текста: количество нажатий по клавишам выросло более, чем в 3 раза. Показатель SD вырос почти в 2 раза, что всё же не умаляет впечатляющей разницы скорости до и после курса.
• Ошибки [1] при печати после прохождения сократились фактически до нуля, с нулевой погрешностью.
• Что касается орфографии — средний показатель ошибок сократился почти в 2 раза. Большинство участников после прохождения курса улучшили свой показатель.
• Заметно выросло среднее количество слов в тексте, но этот показатель неоднородный.
• Качество повествования у экспериментальной группы однородно возросло, но не сильно.
Вывод: ученики, прошедшие курс, увеличили скорость печати, сократили количество опечаток и орфографических ошибок, а также улучшили качество излагаемого текста. Контрольная группа в среднем тоже повысила свои результаты по сравнению с первым тестом, но незначительно. Можно подумать, что ребята, не проходившие курс, за время исследования влились в учёбу и потому справились с заданиями немного лучше.
Авторы исследования предполагают, что за счёт автоматизации навыка печати освобождаются когнитивные ресурсы, которые могут быть направлены на сам текст, его композицию и качество. Слепая печать автоматизирует моторные действия, снижая нагрузку на рабочую память [2]. Благодаря этому дети могут сосредоточиться на содержании текста, а не на расположении клавиш. Это улучшает как орфографию, так и связность текста.
🔗 Weerdenburg, M., et al. (2018). Touch‐typing for better spelling and narrative‐writing skills on the computer. Wiley — Journal Of Computer Assisted Learning.
https://onlinelibrary.wiley.com/doi/full/10.1111/jcal.12323 [3]
В педагогике (особенно за рубежом) активно обсуждается тема «воплощённого мышления» (embodied cognition) — это когда тело участвует в мышлении [4]. Согласно этой модели, когнитивные процессы не ограничиваются мозгом [5], а в значительной степени опираются на телесные действия и восприятие [6].
Так, в книге Embodied Learning and Teaching using the 4E Cognition Approach [7] приводятся исследования, где сравнивалась активность мозга при письме от руки, печати на клавиатуре и рисовании. Что удалось выяснить:
• Только при письме от руки наблюдалась активация визуальной и моторной областей мозга, связанных с долговременной памятью [8] и орфографическими навыками.
• При печати и рисовании таких активностей не фиксировалось — за исключением случаев, когда навык печати уже был автоматизирован.
Это что получается: неспроста информация запоминается лучше, если выписать её на бумагу. А если освоить слепой метод и довести клавиатурный ввод до автоматизма, то получишь схожий положительный эффект на память и орфографию, как при письме от руки.
В условиях высокой интеллектуальной нагрузки, будь то разработка программного обеспечения или написание статьи, важна способность удерживать внимание [9] и быстро фиксировать мысли. Именно здесь слепая печать оказывается полезной.
Когда клавиши нажимаются автоматически — без визуального контроля и дополнительных усилий — человек может сосредоточиться исключительно на содержании. Это не только ускоряет процесс, но и позволяет удерживать более сложные структуры мыслей и логики в рабочей памяти.
Во-первых, буду чаще рекомендовать приятелям освоить слепой метод.
Во-вторых, убедился, что печать вслепую оказывает положительный эффект на:
• орфографию и качество письменной речи
• уровень концентрации при работе с текстом
• объём информации и способность удерживать её в кратковременной и долговременной памяти [10]
• общую производительность в задачах, связанных с работой за клавиатурой
В-третьих, стало интересно: за что ценят слепой метод те, кто его освоил.
Я — за удобство и скорость, особенно на сплит-клавиатуре.
Автор: TypingBrain
Источник [11]
Сайт-источник BrainTools: https://www.braintools.ru
Путь до страницы источника: https://www.braintools.ru/article/16809
URLs in this post:
[1] Ошибки: http://www.braintools.ru/article/4192
[2] память: http://www.braintools.ru/article/4140
[3] https://onlinelibrary.wiley.com/doi/full/10.1111/jcal.12323: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/full/10.1111/jcal.12323
[4] мышлении: http://www.braintools.ru/thinking
[5] мозгом: http://www.braintools.ru/parts-of-the-brain
[6] восприятие: http://www.braintools.ru/article/7534
[7] Embodied Learning and Teaching using the 4E Cognition Approach: https://library.oapen.org/handle/20.500.12657/90570
[8] долговременной памятью: http://www.braintools.ru/article/9500
[9] внимание: http://www.braintools.ru/article/7595
[10] долговременной памяти: http://www.braintools.ru/article/9289
[11] Источник: https://habr.com/ru/articles/922806/?utm_campaign=922806&utm_source=habrahabr&utm_medium=rss
Нажмите здесь для печати.