- BrainTools - https://www.braintools.ru -
Я уже ответила себе на этот вопрос, но спустя 15 лет вернулась к нему как организатор магистратуры и точно вернусь позже как мать двоих детей.

Расскажу, как выбирала профессию сама и как собирала обучение [1] под специальность, которой до меня не было. За это время я успела полюбить московский вуз так же сильно, как родной НГУ.
У каждого из нас был (или будет) последний звонок в школе. Дальше будто ставишь всё на зеро — смотришь сайты вузов (в 2000-е, кстати, это были бумажные буклеты), споришь с родителями про «ту самую» специальность.
Я выпустилась в 2005-м и поступила в Новосибирский государственный университет на мехмат: с математикой меня подружил Лицей информационных технологий. Классическое техобразование не самое популярное у девочек, но сложности меня не пугали.
Я горела наукой [3] со школы, участвовала в Сахаровских чтениях. В университете отправляла тезисы на научную конференцию по математике, мою заявку одобрили и пригласили приехать в Штаты.
Параллельно я училась в НГУ на «Экономике», потому что «надо базу, а дальше посмотрим». Рыночные отношения окончательно победили, и стало понятно, что такой уклад с нами надолго.
В 21 год у меня были только горящие глаза и ноль практики. За ней я пошла на стажёрскую программу. Стажировки курировали почётные выпускники НГУ, среди них Александр Ладан — исполнительный директор «Сибирского берега». Вы точно знаете эту компанию, на их «Кириешки» с «Компашками» регулярно улетали мои карманные деньги. Меня взяли в банк, где владельцем был Игорь Ким. Между нами была пропасть: я — «ботаник» с мехмата, а тут банкир, про которого пишет Forbes.
После магистратуры я отложила коричневый пояс по карате с корочками мехмата и благодаря стажировкам выбрала финансовый сектор. Дальше был десяток лет в крупных банках. Я меняла направления: кредитование, мобильный банк, M&A‑сделки, работа с сетью отделений, сейчас HR Tech. Этот разносторонний опыт [4] помогает мне смотреть на задачи нестандартно.
В университете меня научили считать интегралы по поверхности, а между ними и созданием цифровых банковских продуктов — пропасть. Всё, что мне было гарантировано — роль младшего научного сотрудника, остальные карьерные пути непонятны. А вдруг бы я пошла куда‑то, и там мне не понравилось?
Мне правда было сложно перейти из студентов в сотрудники с нулём прикладных знаний, да и направления менять в уже знакомой сфере менять тоже страшно. Но я справилась: спасибо математике за системность — переложила её с уравнений на работу в целом.
Совет простой: стажируйтесь и практикуйтесь в любых проектах, иначе выпуститесь и ничего не попробуете. Нужно получить не только знания, но и понимание, от чего у вас загораются глаза.
Теперь расскажу, как в прошлом году писала программу для продактов, а потом училась на ней сама.
Весной 2024 года мы договорились с Высшей школой экономики в Москве (далее — ВШЭ/Вышка) запустить магистратуру «Продуктовый подход и аналитика данных в HR‑менеджменте» [5].
ВШЭ сказали: «Можете за месяц собрать модули от бизнеса в учебном плане, пока мы готовим свою часть?». «Конечно, да», — ответил лидер внутри меня, но дальше я задумалась: чему мы будем учить, в какой последовательности, как отбирать студентов?
Оказалось, дело не только в сжатых сроках, нужно «продать» идею сначала себе, и только потом родится обучение, который я не краснея смогу назвать лучшим.
Я рассуждала так: у меня в подчинении 20 продактов, в банке вокруг меня — несколько сотен. Но понимаю ли я, кто он — востребованный продакт? Я пережила фрустрацию, сделала несколько подходов и вывела «три кита», на которых держится магистратура.
Лучший создатель цифрового продукта должен уметь:
1. Чувствовать пользователя: заставить команду полюбить полевые исследования, быть в контакте с конечным пользователем вместе со всей командой (в том числе ИТ).
2. Видеть будущее и схватывать тренды. Это не про чтение статей, а про переиспользование самого вкусного из разных индустрий, поиск вау‑идей, это буквально «видеть будущее» своего продукта. Я сама много хожу в другие компании на референс‑визиты и нахожу небанальные идеи для своих продуктов.
3. Быть аналитически зрелым.
Если коротко, наша задача — соединить аналитику и бизнес. С продуктовой аналитикой наш выпускник соберёт из дашборда хоть воронку найма, хоть воронку продаж. А дальше поймёт, где воронка ломается и отваливается кандидат или клиент.
Конечно же, сейчас продакт должен уметь применять искусственный интеллект [6].
Итак, хорошему продакту нужно чувствовать пользователя и тренды, общаться с аналитиками на равных и подключать новые технологии к своим продуктам.
Могла ли я назвать себя хорошим продактом по этому определению? Я поняла, что нет, и пошла вольным слушателем в свою же магистратуру с теми, у кого сама принимала экзамены. Продактам из моей команды в банке я галочками пометила, на какие модули им сходить в Вышку, хотя уже взяла их на работу. Идеальных сотрудников нет. Главное — разглядеть своих на старте, а хардам можно доучить в процессе.
ВШЭ — суперпрофессионалы, я теперь их фанатка. Вуз делал программу, а мы дополняли модулями, которые помогут в работе магистрантам. В итоге у нас был конкурс 5 человек на место — это много даже для Факультета компьютерных наук. Пришлось увеличить число приёмных комиссий до пяти.
Мне было дико интересно, кто откликнется, ведь HR Tech магистратуру до нас никто не делал. Были и выпускники бакалавриатов, и кандидаты 45+. У нас учится лучший ученик ИТМО, переехавший из Питера в Москву. Одна девочка взяла академ в своей магистратуре, потому что у нас ей лучше.

Дальше было 1 сентября и семинар наставников. Я проводила пару «В чём замысел магистратуры», где рассказала примерно то же, о чём пишу в статье, и объяснила, зачем вообще мы с ВШЭ собрали 19 дисциплин [7].
Когда я сама училась в магистратуре, мы просто изучали предметы, потому что они были в расписании. С какими ожиданиями заходить на курс, как он повлияет на меня и соединит разные навыки в одну картину — мне не рассказали, а зря.
После знакомства с группой у меня остались ощущения лучше, чем от визитов в крупные компании. Наши студенты точно будут менять HR Tech не только в России, но и в мире.
Теперь больше поговорим про применение образования в жизни.
Я уложила в голове, как должен выглядеть продакт, которого мы учим в магистратуре бесплатно. Он уже на входе должен решать задачи из высшей математики, знать базу матана и тервера. На интервью я смотрела на мотивацию [8], базовый скиллсет по продуктовому направлению. Важно, чтобы люди не поленились хотя бы почитать про это, если никогда не сталкивались в жизни.
Я отбираю не только студентов, но и сотрудников в банк. За час собеседования, знакомясь с кандидатом в продакты, смотрю на те самые три компетенции, которые перечисляла выше. Расскажу немного про каждую.
1. Как отслеживаю на интервью умение чувствовать пользователя.
Если мы обсуждаем HR‑продукт для кандидатов, я хочу слышать, что человек поспрашивал о нём хотя бы пару друзей, которые недавно меняли работу. У него есть этот навык, он понимает, что общение с пользователем — это база. Да, иногда это не входит в прямые обязанности, но мы ищем тех, кто держит руку на пульсе.

Приведу свой пример. Пару лет назад я посетила Google (по своей инициативе, не как менеджер крупного банка). Проводника в офис я нашла в соцсети. Когда я общалась с ИТ‑лидом команды, вернувшимся из Дубая, спросила, почему он сам не зашёл в офис Гугла? «Я простой Саша, кто бы меня туда пустил?», — ответил он. А я простая Лена, и меня пустили. Это же обычный визит в офис, почему нет?
2. Как отслеживаю на интервью острое чутьё на тренды.
Слушаю, какие гипотезы рождает кандидат, в диалоге мыслит узко или широко, предлагает стандартные вещи или я думаю: «Ого, почему это придумала не я?». Таких надо брать, как хорошие сапоги в «Служебном романе».
3. Как отслеживаю на интервью аналитическую зрелость
Я спрашиваю про Product Market Fit, на какие метрики влияют гипотезы кандидата и какие ключевые метрики есть в его продукте.
Любовь к аналитике прививаю разными способами: квиз по терверу, фильмы и всё, что угодно. Квиз, который мы решали HR-командой, можете посмотреть по ссылке [9], но помните, что для математиков — это первый класс, вторая четверть.
Строгих рамок для отбора продактов у меня нет. За короткую встречу сложно пройти весь этот скрининг. С опытом приходит чутьё на хорошего кандидата (столь же важное, как чутьё своего пользователя и трендов, про которые я писала выше). Да, ошибки [10] в найме случаются, как в любой сфере. Но если я вижу горящие глаза, могу принять недостаток скилла. А если кандидат умеет кастдевить и не застывает в экспертной позиции — мы точно выплывем.
Что посоветую (и что делаю сама): можно сто раз сказать, что у вас не такие времена, бюджеты и кругом ограничения, а можно работать с чувством, что создаёте лучший продукт (код, контент, команду, сервис). Вокруг постепенно соберутся люди с похожим взглядом, и точно получится круто.
С нашей магистратурой в ВШЭ я бы точно сэкономила себе лет 10. И нет, она не только про HR. После неё можно создавать лучшие цифровые продукты. Я не боюсь растить конкурентов. Чем больше будет сильных специалистов, тем лучше для рынка и бизнеса.
Ребята из первого набора перешли на второй год обучения, а мы опять открыли приём. Забегайте [7], если у вас есть диплом вуза, и наша программа вас заинтересовала, возможно, мы увидимся с вами на собеседовании.
Что будет ещё через 10 лет, когда моя старшая дочь будет выбирать вуз, я пока не знаю. Но я считаю, что наша магистратура в ВШЭ — лучшее из того, что я могла бы предложить будущему продакту, аналитику или бизнес‑аналитику прямо сейчас.
Рассказывайте в комментариях, как выбирали, куда пойти учиться, пригодился ли ваш диплом и что бы посоветовали тем, кто сейчас выбирает место учёбы.
Автор: lena_gavrina
Источник [11]
Сайт-источник BrainTools: https://www.braintools.ru
Путь до страницы источника: https://www.braintools.ru/article/17660
URLs in this post:
[1] обучение: http://www.braintools.ru/article/5125
[2] математику: http://www.braintools.ru/article/7620
[3] наукой: http://www.braintools.ru/article/7634
[4] опыт: http://www.braintools.ru/article/6952
[5] «Продуктовый подход и аналитика данных в HR‑менеджменте»: https://alfabank.ru/alfafuture/education/ma/hse/
[6] интеллект: http://www.braintools.ru/article/7605
[7] собрали 19 дисциплин: https://alfabank.ru/alfafuture/education/ma/hse
[8] мотивацию: http://www.braintools.ru/article/9537
[9] по ссылке: https://disk.yandex.ru/d/gtWzttHqkp1M2w
[10] ошибки: http://www.braintools.ru/article/4192
[11] Источник: https://habr.com/ru/companies/alfa/articles/931130/?utm_source=habrahabr&utm_medium=rss&utm_campaign=931130
Нажмите здесь для печати.