- BrainTools - https://www.braintools.ru -

Объясняем, как изменится профессия юриста, сколько времени можно сэкономить с помощью нейросетей и готовы ли отечественные компании к цифровому прорыву?
Всего за несколько лет искусственный интеллект [1] из модной новинки для энтузиастов стал реальным инструментом для корпоративных юристов и юридических компаний по всему миру. Объём мирового рынка Legal AI уже превысил 2 миллиарда долларов, а в России, несмотря на небольшие масштабы, внедрение собственных решений происходит ускоренными темпами.
Рынок искусственного интеллекта для юридических услуг в мире активно развивается. По прогнозам Mordor Intelligence, в 2024 году его объём составил 2,19 миллиарда долларов, а к 2030 году ожидается рост до 3,64 миллиарда долларов при среднегодовом темпе роста около 10,7%.
Наиболее динамично развиваются рынки США, Великобритании и Китая. На эти страны приходится более 60% глобальных инвестиций в LegalTech и искусственный интеллект.
Искусственный интеллект всё активнее используется в юридической сфере. По данным исследования [2] Wolters Kluwer, 74% юридических компаний в Европе и Северной Америке уже применяют технологии искусственного интеллекта для анализа документов, автоматизации процессов комплексной юридической проверки и управления договорными отношениями. Более 60% респондентов сообщили, что в 2024–2025 годах они инвестировали в LegalTech больше, чем за предыдущие пять лет.
«Применение ИИ в деятельности юристов действительно может повысить эффективность их работы, поскольку происходит автоматизация многих рутинных процессов, на которые раньше уходило больше времени. Однозначно профессия юриста не попадет под сокращение с приходом ИИ, речь скорее следует вести о том, насколько грамотно юрист будет применять его в своей работе, сохраняя при этом разумный баланс между его использованием и личной вовлеченностью в разрешении юридического вопроса». — Дарья Винтовкина, консультант общей практики консалтинговой группы “Альянс Лигал”
Среди наиболее ярких примеров на глобальном уровне можно выделить специализированные платформы, такие как Harvey AI [3], которая используется международными юридическими компаниями Allen&Overy и PwC Legal, CoCounsel [4] от Thomson Reuters и Casetext.
Эти решения позволяют значительно сократить время, затрачиваемое на анализ контрактов и юридических исследований, до 80%. Благодаря им, точность рутинных операций повышается, а человеческий фактор становится менее значимым.
Специалисты в области консалтинга по всему миру отмечают, что использование искусственного интеллекта трансформирует не только рабочие процессы, но и саму организацию юридической деятельности. Согласно исследованиям [5] McKinsey, до 23% стандартных задач корпоративных юристов могут быть автоматизированы уже сегодня, что позволяет компаниям высвободить ресурсы для реализации стратегических целей и улучшить качество обслуживания клиентов.
«Пока рано говорить о трансформации — скорее, о точечных изменениях. Да, в некоторых процессах, вроде первичной проверки документов или поиска по базам решений, нейросети экономят время. Но заменить юридическое мышление [6], контекстуальное понимание и ответственность за выводы они не могут. Legal AI — это инструмент, не более. Профессия юриста остается такой же: все, что касается стратегических решений, интерпретации рисков и переговоров, пока вне досягаемости ИИ». — Мария Трошихина, управляющий партнер юридической компании «Право просто».
В то время как глобальный рынок Legal AI активно развивается, в России также наблюдается рост в сфере LegalTech, хотя и не столь стремительный. Согласно исследованию [7] AnalyticResearchGroup, суммарный доход 800 юридических компаний в России составил 175,9 миллиарда рублей.
В России прослеживается тенденция к доминированию отечественных разработок в области LegalTech. Согласно информации [8] от Infotropic Media, почти 95% подобных решений разрабатываются внутри страны.
Изначально этот тренд был связан с необходимостью замещения импортных технологий. Однако сейчас на первый план выходят задачи по оптимизации и повышению эффективности юридической деятельности, особенно в корпоративном секторе.
Среди наиболее популярных решений — автоматизация анализа и создания договоров, обобщение юридических документов, обработка выписок из ЕГРН, налоговое консультирование и контроль соблюдения нормативных требований.
По данным исследования [9] Legal Insight, лишь 14,5% специалистов в области права активно используют инструменты генеративного искусственного интеллекта в своей работе, а 33,9% планируют начать применять их в дальнейшем.
В числе передовых российских разработок — PravoTech [10], Doczilla [11], Jay Copilot [11]и Noroots [12]. Эти решения позволяют сократить время на проверку договоров примерно на треть. Такие технологии становятся всё более востребованными среди крупных корпоративных клиентов и постепенно распространяются в сегменте среднего бизнеса.
В последнее время технологии искусственного интеллекта в юридической сфере перестают быть просто модным веянием и становятся реальным инструментом, который способен существенно улучшить работу. По данным свежего исследования [13] Gartner, юристы чаще всего используют ИИ в следующих процессах:
Анализ и составление договоров: Искусственный интеллект помогает автоматизировать процесс проверки, сравнения и доработки контрактов. Благодаря этому, специалисты могут быстрее выявлять ошибки [14] и неточности в документах.
Так, применение технологии PravoAI позволило существенно сократить время подготовки договора — с двух дней до 10 минут.
Юридические исследования и поиск судебной практики: искусственный интеллект оперативно анализирует значительные объёмы правовых данных и предлагает актуальные решения по делам, на которые раньше у юриста могли уйти часы или даже дни.
Резюмирование и структурирование документов: искусственный интеллект может в сжатой форме передать содержание объёмных документов, что позволяет оперативно составлять отчёты и служебные записки..
Извлечение данных из документов: системы, работающие в автоматическом режиме, способны идентифицировать ключевые аспекты договоров, определять значимые условия, а также выявлять даты и суммы. Это позволяет оптимизировать процесс проверки и снизить вероятность ошибок.
Анализ рисков: искусственный интеллект помогает обнаруживать возможные правовые и налоговые риски в документах и операциях, тем самым снижая вероятность возникновения проблем в будущем.
Автоматизация рутинных процессов: создание стандартных документов, таких как справки и налоговые декларации, разработка судебных шаблонов и уведомлений, а также мониторинг соблюдения установленных норм.
Эффективность внедрения подтверждается не только анализом, но и практическими результатами, которые были достигнуты в российских организациях:
В юридической компании i-Legal после внедрения технологии искусственного интеллекта анализ документов теперь занимает всего 2–3 минуты, вместо того чтобы тратить на него 40–60 минут. А подготовка черновых вариантов документов занимает 1–3 минуты вместо 25–30, что позволяет сэкономить более 90% времени. Компания использовала [15] инструмент Jay Copilot от JustAI, под капотом которого работают большие языковые модели от OpenAI, Anthropic, “Яндекса” и “Сбера”.
В компании «Т-Страхование» внедрили технологию PravoTech. Внедрение ИИ в работу внутренних процессов позволило практически полностью исключить неявки в суд — их количество сократилось [16] до 1%. Также значительно ускорилась процедура оплаты расходов — теперь на это уходит всего 1 день вместо прежних 3. А распределение дел теперь занимает не 2 часа, а всего 30 минут.
IT-компания Fplus внедрила [17] интеллектуальный инструмент для создания документов, разработанный на основе искусственного интеллекта от Doczilla. Этот инструмент автоматически генерирует типовые договоры и проверяет существующие документы на наличие ошибок. Благодаря использованию этого инструмента, время, необходимое для оформления документов, сократилось в шесть раз. В частности, для стандартных договоров время уменьшилось в среднем с 15 минут до 2,5 минут.
Зарубежная практика также подтверждает эти заключения:
В юридической компании Allen & Overy Harvey искусственный интеллект взял [18] на себя до 80% стандартных задач, таких как анализ договоров и проверка на соответствие нормам. По словам Дэвида Уэйкелинга, директора по инновациям, это позволило оптимизировать работу на всех этапах и стало частью стратегии технологического превосходства.
В PwC Legal работает более 4000 специалистов в области права в более чем 100 странах мира, и они также внедрили [19] у себя решение от Harvey. Особенно успешным стало применение искусственного интеллекта в процессах due diligence и комплаенса: в некоторых отделах модели используются в 91–100% случаев.
Кроме того, PwC разработала и внедрила собственный инструмент Tax AI Assistant, который был создан совместно с Harvey и OpenAI. Это позволило повысить точность и прозрачность налоговых выводов.
Один из основных препятствий — это качество и стандартизация юридической информации. Для корректной работы нейросетей требуются большие объёмы структурированных, актуальных и соответствующих запросу документов.
На российском рынке всё ещё существуют проблемы, связанные с неполной оцифровкой архивов и недостаточной открытостью некоторых правовых баз данных.
Вопрос конфиденциальности по-прежнему остаётся серьёзной проблемой. Согласно опросу [2] Wolters Kluwer, более 60% юридических компаний в Европе и США считают защиту данных основным фактором, который препятствует массовому внедрению инструментов искусственного интеллекта. Российские корпоративные юристы также выражают опасения по поводу передачи конфиденциальных данных внешним сервисам, особенно в условиях напряжённой геополитической обстановки и санкций.
«Вопрос стоит остро, но многие его недооценивают. Я бы сказала, большинство существующих ИИ-сервисов с юридической точки зрения [20] небезопасны: они не позволяют контролировать, где хранятся данные, кто имеет к ним доступ, и как они используются дальше. Мы не можем себе позволить передавать чувствительную информацию в “черный ящик”. Особенно в условиях санкций, трансграничных споров и усиленного внимания [21] к утечкам». — Мария Трошихина, «Право просто».
Вопросы этики и контроля также заслуживают особого рассмотрения. Юридическое сообщество Англии и Уэльса обращает внимание [22] на то, что юристы должны быть компетентны не только в области технологий, но и в новых требованиях к профессиональной ответственности, которые возникают при работе с искусственным интеллектом.
В настоящее время в России не существует единого стандарта регулирования Legal AI, а использование общедоступных нейронных сетей для подготовки документов может привести к ошибкам или предвзятости моделей.
«Сейчас любой юрист может использовать нейросеть для подготовки заключения — и не факт, что он укажет на это клиенту. Ни ответственности, ни верификации. Мы рискуем попасть в зону, где решения принимаются на основе “похожих слов” в выдаче нейросети. Без этического каркаса и отраслевых стандартов Legal AI может больше навредить, чем помочь», — считает Трошихина.
По словам Дарьи Винтовкиной, работа юриста – это, прежде всего, работа с людьми, чьи проблемы и вопросы он решает, соответственно, ответственность за качество оказываемых услуг несет именно юрист, а не ИИ. Например, этической проблемой может быть та же самая утечка персональных данных клиентов. На первом месте все-таки должны выступать принципы лояльности и заботы в работе юриста с клиентами, этические кодексы и профстандарты по использованию ИИ должны приниматься в соответствии с данными принципами.
Ещё одна проблема — это необходимость реформирования внутренних процессов и обучения [23] сотрудников.
Юридические отделы часто сталкиваются с тем, что сотрудники не хотят принимать изменения, а также с нехваткой специалистов, которые могли бы внедрить и поддерживать новые цифровые решения. Например, BCG сообщает [24], что 74% компаний испытывают трудности с использованием инструментов искусственного интеллекта в своей работе.
Чтобы не пропустить анонс новых материалов подпишитесь на «Голос Технократии» [25] — мы регулярно рассказываем о новостях про AI, LLM и RAG, а также делимся полезными мастридами и актуальными событиями.
Автор: madballer34
Источник [26]
Сайт-источник BrainTools: https://www.braintools.ru
Путь до страницы источника: https://www.braintools.ru/article/18280
URLs in this post:
[1] интеллект: http://www.braintools.ru/article/7605
[2] исследования: https://assets.contenthub.wolterskluwer.com/api/public/content/2483857-2024-future-ready-lawyer-survey-report-8860a43609?v=251478cd
[3] Harvey AI: https://www.harvey.ai/
[4] CoCounsel: https://www.thomsonreuters.com/en/cocounsel
[5] исследованиям: https://www.findlaw.com/legalblogs/technologist/automation-replaces-about-23-percent-of-lawyers-work/
[6] мышление: http://www.braintools.ru/thinking
[7] исследованию: https://marketing.rbc.ru/articles/15752/
[8] информации: https://rapsinews.ru/digital_law_news/20220414/307887062.html
[9] исследования: https://legalinsight.ru/articles/avtomatizacziya-yuridicheskih-departamentov-itogi-oprosa-legal-insight/
[10] PravoTech: https://pravo.tech/
[11] Doczilla: https://doczilla.pro/
[12] Noroots: https://noroots.ru/
[13] исследования: https://www.gartner.com/en/newsroom/press-releases/2025-02-19-gartner-identifies-the-top-6-use-cases-for-generative-ai-in-legal-departments
[14] ошибки: http://www.braintools.ru/article/4192
[15] использовала: https://generation-ai.ru/cases/ilegal
[16] сократилось: https://pravo.tech/story/1176
[17] внедрила: https://doczilla.pro/ru/cases/fplus
[18] взял: https://www.lawfuel.com/allen-overy-introduce-harvey-their-ai-chatbot/
[19] внедрили: https://www.pwc.com/gx/en/news-room/press-releases/2023/pwc-announces-strategic-alliance-with-harvey-positioning-pwcs-legal-business-solutions-at-the-forefront-of-legal-generative-ai.html
[20] зрения: http://www.braintools.ru/article/6238
[21] внимания: http://www.braintools.ru/article/7595
[22] внимание: https://www.lawsociety.org.uk/topics/ai-and-lawtech/artificial-intelligence-ai-strategy
[23] обучения: http://www.braintools.ru/article/5125
[24] сообщает: https://www.bcg.com/press/24october2024-ai-adoption-in-2024-74-of-companies-struggle-to-achieve-and-scale-value
[25] «Голос Технократии»: https://t.me/+vvm8PwCuv-EyZGY6
[26] Источник: https://habr.com/ru/companies/technokratos/articles/936640/?utm_source=habrahabr&utm_medium=rss&utm_campaign=936640
Нажмите здесь для печати.