- BrainTools - https://www.braintools.ru -
Каждую неделю нам задают один и тот же вопрос: «Зачем учить ребенка программированию, если нейросети скоро заменят всех программистов?». Честно говоря, три года назад я и сама так думала. Но наблюдая за детьми в эпоху ИИ-революции, поняла кое-что важное.

2023 год. ChatGPT взорвал мир. Я сижу и смотрю, как нейросетка за минуту пишет код, на который у детей уходит час. В голове крутится мысль: «А не обманываем ли мы родителей, продолжая развивать IT-образование для детей?»
Помню тот момент, когда показала ChatGPT своим преподавателям. Половина отреагировала как на угрозу существованию, половина — как на крутой инструмент. Я была в замешательстве.
А потом произошла история, которая все расставила по местам.
12-летний ученик пришел на урок и заявил: «А зачем мне учить Python? Я попросил ChatGPT написать игру — он за секунду сделал!»
Преподаватель не стал спорить. Сказал: «Окей, давай посмотрим на твою игру».
Ребенок запустил код от ChatGPT. Игра работала, но была примитивной — просто угадывание числа. «А можешь добавить уровни сложности?» — спросил преподаватель.
Снова обращение к ChatGPT. Получил код, скопировал, запустил. Не работает — ошибка [1]. Еще раз к ChatGPT. Новый код. Снова ошибка.
Через полчаса мучений ребенок сдался: «Можете помочь разобраться, что не так?»
Проблема не в том, что ИИ плохо пишет код. Проблема в том, что без понимания основ ты не можешь даже правильно поставить задачу ИИ.
Ребенок не понимал:
Что такое переменная и как она работает
Почему возникают ошибки
Как отладить код
Как объяснить ИИ, что именно он хочет получить
ChatGPT — это мощный инструмент, но он требует грамотного пользователя.
Помните, как в школе учителя говорили: «Калькуляторов на экзамене не будет!»? А потом в жизни оказалось, что калькуляторы есть везде — в телефоне, компьютере, даже на микроволновке.
Но значит ли это, что не нужно изучать математику [2]? Конечно, нет.
Без понимания математики ты не поймешь:
Какую формулу использовать
Правильный ли получился результат
Как решить нестандартную задачу
С ИИ и программированием — абсолютно та же история.
Наблюдая за детьми, которые активно используют ИИ, заметила интересную тенденцию.
Дети без базы программирования:
Копируют код слепо
Не понимают ошибок
Сдаются при первых трудностях
Не могут модифицировать готовые решения
Дети с базовыми знаниями:
Анализируют код от ИИ
Находят и исправляют ошибки
Комбинируют решения из разных источников
Ставят ИИ более точные задачи
Разница колоссальная.

14-летняя ученица хотела создать чат-бот для школьного проекта. Попросила ChatGPT написать код. Получила рабочий бот, но он отвечал только на английском.
Если бы не знала программирование. Мучилась бы часами, переспрашивая ИИ, почему бот не говорит по-русски.
Со знаниями. За 10 минут нашла в коде строки с ответами и заменила их на русские.
16-летний подросток решал задачу по обработке данных. ChatGPT выдал код, который работал на маленькой выборке, но тормозил на больших объемах.
Без знаний. Думал бы, что ИИ всемогущ, а проблема в компьютере.
Со знаниями. Понял, что алгоритм неэффективный, и попросил ИИ оптимизировать именно производительность.
Изучая тренды рынка труда, поняла важную вещь: не программистов заменяют ИИ, а программисты с ИИ заменяют программистов без ИИ.
Современный разработчик тратит меньше времени на написание рутинного кода и больше — на:
Проектирование архитектуры
Решение сложных задач
Интеграцию разных систем
Оптимизацию производительности
Для всего этого нужны фундаментальные знания.
На недавней IT-конференции спросила представителей крупных tech-компаний об их видении будущего программирования.
Единогласное мнение – ИИ — это инструмент, который делает программистов более продуктивными, а не заменяет их.
Цитата техлида из крупной компании: «Мы не ищем людей, которые умеют писать код — мы ищем людей, которые умеют решать задачи с помощью кода».
Интересное наблюдение: дети быстрее взрослых адаптируются к работе с ИИ в программировании.
Взрослые программисты часто воспринимают ChatGPT как угрозу или относятся с недоверием. Дети — как к крутому помощнику.
Они не боятся экспериментировать, задавать ИИ «глупые» вопросы, итеративно улучшать результат.
Исходя из наблюдений, вот что критически важно:
Умение разбить сложную задачу на простые шаги. Это пригодится не только в программировании.
Что такое условие, цикл, функция — базовые концепции, которые лежат в основе любого кода.
Умение найти и исправить ошибку — это отдельная профессия, которую ИИ пока освоить не может.
Способность оценить качество решения, предложенного ИИ, и понять его ограничения.

Если ваш ребенок использует ChatGPT для решения задач — это нормально. Главное, чтобы он понимал полученный результат.
Пусть ребенок пробует разные подходы: сначала решает задачу сам, потом сравнивает с решением ИИ.
Не «Ты списал у ChatGPT?», а «Объясни, как работает этот код» и «Что будет, если изменить эту строчку?»
Программирование не исчезнет, но кардинально изменится:
Рутинный код будет генерировать ИИ
Архитектурные решения останутся за людьми
Отладка и оптимизация потребуют глубокого понимания
Новые специальности появятся на стыке программирования и ИИ
Дети, которые понимают основы программирования сегодня, будут готовы к этому миру.
Как человек, который построил бизнес на детском IT-образовании, я могла бы паниковать из-за ИИ. Но я вижу совсем другую картину.
ИИ не уничтожает потребность [3] в программистах — он повышает планку входа в профессию. Теперь недостаточно просто знать синтаксис языка. Нужно понимать архитектуру, уметь решать нестандартные задачи, мыслить системно.
И это прекрасно. Потому что именно этому хорошо учить детей — мыслить, а не механически запоминать.
Да, ИИ изменил программирование. Но не уничтожил его, а сделал более интеллектуальным и творческим.
Учить детей основам программирования в эпоху ИИ — не анахронизм, а инвестиция в их способность управлять технологиями, а не быть управляемыми ими.
Мы готовим не кодеров, а людей, которые будут говорить с машинами на одном языке.
А как вы относитесь к использованию ИИ детьми? Боитесь, что технологии заменят человеческие навыки, или видите в них помощников? Ваш ребенок уже пробовал программировать с помощью ChatGPT?
Автор: okssell
Источник [4]
Сайт-источник BrainTools: https://www.braintools.ru
Путь до страницы источника: https://www.braintools.ru/article/18732
URLs in this post:
[1] ошибка: http://www.braintools.ru/article/4192
[2] математику: http://www.braintools.ru/article/7620
[3] потребность: http://www.braintools.ru/article/9534
[4] Источник: https://habr.com/ru/articles/940740/?utm_source=habrahabr&utm_medium=rss&utm_campaign=940740
Нажмите здесь для печати.