- BrainTools - https://www.braintools.ru -
Что я понял о будущем дизайна, пока наблюдал, как ИИ отбирает у людей мышки

В 2017 году Naked Science опубликовали [1] предсказание Роба Гирлинга: искусственный интеллект [2] изменит дизайн. ИИ начнет проектировать интерфейсы, понимать поведение [3] пользователей и на лету адаптировать дизайн. Прогнозы он делал как раз про 2025 год, в которым мы живем.
На эту статью я недавно случайно наткнулся. Она напомнил мне, что неплохо периодически оборачиваться и сверяться с прогнозами.
Меня зовут Дмитрий Хоружко, я основатель агентства по веб-разработке. За 15 лет дизайна и разработки я насмотрелся всякого [4] и решил разобраться: что обещали нам футурологи, что действительно сбылось, а о чем остается только мечтать.
Когда будущее было теорией — прогнозы о дизайне и ИИ до эры нейросетей [6]
Дуглас Энгельбарт против энтропии мозга Николас Негропонте и рождение персонализации [7]
Дональд Норман и дилемма дизайна: невидимый интерфейс против универсального устройства [8]
E-commerce будущего [13]
Что в сухом остатке [15]
Начнем наш путь с Naked Science. В 2017 году Роб Гирлинг предложил довольно четкую картину: как искусственный интеллект изменит профессию дизайнера.
1. Дизайн — навык, а не профессия
ИИ поможет освоить креативное мышление [16] и даст возможность быть дизайнерами всем. Дизайнерское мышление выйдет за пределы профильных вузов и курсов. А сам статус дизайнера как главного креативщика в компании начнет размываться.
2. Дизайнер перестанет работать руками и будет командовать процессом
ИИ сможет генерировать сотни и тысячи вариантов по заданным параметрам. Человеку останется постановка задач, отбор лучших решений и тонкая настройка.
3. Автоматизация рутинных задач
Нейросети возьмут на себя техничку: генерацию интерфейсов, тестирование гипотез, адаптацию под форматы. Все это ляжет на плечи машины.
4. Продуктивность вырастет. Цены — нет
ИИ ускорит работу: за минуты можно будет получить миллионы вариантов. Вход в профессию упростится, а конкуренция — вырастет.
5. Экспертиза станет дороже
Автоматизация вытеснит слабых. Но спрос на сильных дизайнеров только вырастет. Специалисты с узкой экспертизой укрепят позиции и станут дороже.
6. Все сместится в сторону виртуального и поведенческого
Дополненная, виртуальная и смешанная реальность потребуют новых подходов: как проектировать опыт [17], эмоции [18], поведение [19] в нематериальной среде.
Видим мы, как все то, что описывал Роб, сбылось. Только с виртуальной реальностью пошло не очень хорошо. Если вы в контексте, то еще на моменте прочтения этих шести пунктов поняли, что будущее пришло вовремя.
Слишком удивляться не будем. Вещи были достаточно прогнозируемые, да и горизонт планирования не такой уж далекий. В 2017 многие уже понимали, к чему мы идем. Только верить хотели не все.
Давайте покрутим настройки машины времени и отправимся в более далекое прошлое.
Прежде чем разбирать, как ИИ трансформирует дизайн сегодня, полезно оглянуться назад: какими его видели до DALL·E, Midjourney и ChatGPT.
Задолго до появления персональных компьютеров, мышей и UX-терминологии, в 1960-х инженер Дуглас Энгельбарт сформулировал простую идею: компьютер должен усиливать способность человека мыслить. Учитывая тенденцию к уменьшению мозга [20], дело праведное.
В 1968 году Дуглас продемонстрировал концепцию этого подхода на выступлении The Mother of All Demos [21]. Он впервые показал мышь, графический интерфейс, гипертекст, окна и совместную работу в реальном времени.

Тогда это был технический прорыв. Но важнее тут заложенный смысл. Интерфейс — это протез для ума. Человек и машина должны образовать систему — когнитивная нагрузка уменьшается, а информация при этом обрабатывается лучше.
Сегодня многие продукты реализуют этот принцип. Тот же Notion — это внешняя память [22] и рабочее пространство для размышления. По сути мы стремимся разработать патчи для человеческих недостатков.
В 1995 году Николас Негропонте (основатель MIT Media Lab) опубликовал книгу Being Digital. В ней он описал концепцию Daily Me — персонализированной цифровой газеты, которая автоматически собирает контент под интересы конкретного пользователя. Это один из первых публичных прогнозов персонализированных интерфейсов и контентных алгоритмов.
Идея Daily Me положила начало мысли, что пользовательский интерфейс — это индивидуальная настройка.
Это было особенно важно для развития:
Дашбордов и персональных лент (привет, Pinterest)
Рекомендательных лент, без которых YouTube не стал бы так популярен
Настраиваемых интерфейсов, где каждый видит свое
Веб начал с унифицированных интерфейсов, но фокус сместился к персонализации. Это путь хорошо виден на примере Yahoo!
Так Yahoo! выглядел [23] в 1996 году. Тогда поисковик был каталогом веб-сайтов. Он так изначально и задумывался.

А таким стал [24] в 2001 году. Тогда и появилась персонализация. Приглядываемся и замечаем надпись «Sign up to personalize Yahoo!»

В Microsoft к нашему времени пересмотрели [25] подход к дизайну и командной работе. Вместо обычных макетов создают интерфейсы, которые подстраиваются под пользователя в реальном времени с помощью ИИ.

В 1990-х начинает формироваться идея: интерфейс должен быть фоном. Он не должен отвлекать или заставлять подстраиваться. Он просто должен работать и не мешать.
Вернитесь чуть выше и снова посмотрите на Yahoo! из прошлого. В 2005 году ситуация стала получше.

А в 2011-м уже похоже на что-то современное. Некоторые новостные сайты так до сих пор и выглядят.

Об этом говорил и инженер Дональд Норман в книге The Invisible Computer (1998 год). Он считал, что ПК стали слишком сложными для повседневных задач: они перегружены всеми функциями подряд, навигацией и универсальными оболочками. Вместо этого он предлагал подумать о информационных приборах (information appliances) — простых и понятных устройствах, которые создаются для одной задачи и решают ее лучше, чем ПК.
Таким гаджетам не нужны инструкции. Со временем они настолько интегрируются в жизнь, что мы перестанем их замечать. Норман приводил в пример электронные книги, музыкальные плееры, бытовую технику с цифровым управлением.
Позже эта философия легла в основу целого класса продуктов: от iPod и Kindle до «Алисы». Все они реализуют один и тот же принцип — уместность, простота и растворенность в жизни.
Идея невидимого интерфейса получила развитие в другой книге Дональда Нормана — The Design of Everyday Things (1988 год). В ней он описал, как именно устроено понятное взаимодействие: минимум шагов, понятные поведенческие сигналы, соответствие ожиданиям.
Он объяснял, что люди ошибаются не из-за невнимательности, а потому что система спроектирована не под их ментальную модель. И настаивал: задача дизайна — не объяснять, а делать интерфейс настолько очевидным, чтобы объяснение вообще не требовалось. Это действительно так работает: чем меньше дизайна, тем выше конверсии [26]. У Amazon не лучший дизайн, зато всем понятно, где искать чайник, а где часы для спортсменов.

Интересно, что спустя время мы наоборот частично вернулись к универсальности. Узконаправленные устройства стали терять свой смысл. Технологии позволили запихнуть камеру, видеопроигрыватель, телевизор и компьютер в один телефон, а маркетинг — продать чуть дешевле, чем это все вместе взятое стоит. Apple отлично справилась с задачей «сделать понятно». Даже бабушки спокойно разбираются в iPhone.
В 1999 году Рэй Курцвейл, изобретатель, инженер и футуролог, опубликовал книгу The Age of Spiritual Machines. В ней он описал мир 2009 года. Один из прогнозов — появление анимированных цифровых ассистентов, с которыми пользователь будет общаться на естественном языке, а не кликать по кнопкам.
Курцвейл предвидел исчезновение клавиатуры и мыши, переход к сенсорному и голосовому управлению, распространение носимых устройств и всепроникающий доступ к интернету (always-on). Он представлял интерфейс не как визуальную структуру, а как интерактивную личность.
Помните живую скрепку [27] из нулевых? Microsoft Clippy стал не самой удачной попыткой сделать шаг к интерфейсам-помощникам.

В 2011 году появилась Siri. Это далеко не первая разработка голосового помощника. Первооткрыватель появился еще в в 1961 году, в 1972-м голосовым управлением сыграли в шахматы [28]. В 1990-м вышла в свет [29] программа по распознаванию для прострых смертных. Много чего случилось до Siri, но именно Siri стала массовой и познакомила весь мир с голосовыми помощниками.
Да, диалог был примитивным, Siri часто не понимала контекст, отвечала шаблонно и легко путалась. Но само ощущение, что можно просто сказать вслух: «Позвони маме» — и оно сработает, поменяло все.
Siri стала культурным явлением. Ее цитировали, над ней шутили, с ней флиртовали, просили рассказать шутку. Это уже не был интерфейс в классическом смысле. Это был первый пользовательский опыт с характером. Пусть грубоватый, ограниченный, но с голосом и попыткой быть понятым.

Голосовые помощники стали появляться не только в телефонах и компьютерах. Они стали внедряться в жизнь (вспоминаем Дональда Нормана). В 2014 году появилась колонка Amazon Echo с голосовым помощником Alexa.

Сейчас это вообще никого не удивляет. Поболтать с «Алисой» — норма. А сказал бы мне кто году в 2010, когда я только открыл [30] свою веб-студию, что на кухне будет стоять искусственный интеллект и с ним можно будет играть в «Выживание на острове», то я бы не поверил.
В начале 2000-х начинает набирать силу другая идея: интерфейс как среда для творчества [31] и экспериментов, а не только для выполнения задач. Речь уже не о невидимом интерфейсе, а о таком, который остается понятным, но открывает пространство для экспериментов.
Эту логику [32] последовательно формулировал Митчелл Резник. В своих статьях он писал о необходимости проектировать цифровые среды с учетом принципа low floor, high ceiling — то есть с низким порогом входа и высоким потолком возможностей. По его мнению, интерфейс должен быть:
Доступным без инструкций, сложной навигации, терминологии
Достаточно гибким, чтобы пользователь мог не только повторить, но и создать что-то свое
Открытым к эксперименту (без наказания за ошибки [33])
По этим принципам в 2007 году Резник и команда создали Scratch — визуальный язык программирования для детей, где нет никакого кода. Его цель — не научить детей кодить ради кода, а научить думать как программист, создавая что-то свое.
С годами этот подход распространился на дизайн в целом. Многие AI-интерфейсы, появившиеся в 2020-х строятся по той же логике: заходишь и сразу что-то делаешь.
ChatGPT не требует даже регистрации — открываешь, пишешь сообщение, все работает.

«Яндекс» оформил браузер в таком формате, что с главной можно сразу пользоваться популярными сервисами и дал подсказки. Дизайн максимально понятный. Зашел, все понял, пользуешься.

Браузер Comet [35] пошел еще дальше. Встроенный ИИ сам кликает, печатает и заполняет формы. Он разбирает почту, переносит встречи в календарь, помогает с покупками и объясняет, если вы затупили и не смогли разобраться с новой программой (ох уж эти глупые человеческие мозги, даже инструкции читать разучились).

Про прошлое мы поговорили. А что будет с дизайном в будущем — умрет он, мутирует или станет киборгом? Этот вопрос начинает волновать дизайнеров чаще, чем обновления Figma. Чтобы разобраться, я порылся в прогнозах Gartner, Microsoft, послушал Сэма Альтмана, пролистал пару тонн «экспертных мнений» — и вот, что накапало.
ИИ все сильнее залезает в графику. Midjourney уже придумывает арты по промптам, Figma генерит прототипы, ChatGPT пишет тексты (кто-то еще не заметил?). По данным Gartner на 2023 год, 80% дизайнеров будут использовать [36] генеративный ИИ каждый день уже к 2026 году. У меня есть ощущение, что этот прогноз уже сбылся.

А теперь вопрос: зачем держать 6 дизайнеров, если один с ИИ может выдать тот же объем? Airbnb и Netflix уже вовсю вшивают его в рабочие процессы. Airbnb придумал [37] внутреннюю AI-платформу, которая позволяет перетаскивать блоки и собирать интерфейсы без кода — это помогает даже менеджерам и исследователям быстро тестировать идеи и делать прототипы без дизайнеров и разработчиков.
Netflix для сериала The Eternaut визуальные эффекты сгенерировали [38] с помощью ИИ, и вышло в 10 раз быстрее и дешевле, чем классическими методами. Кроме того, ИИ там помогает настраивать интерфейс и поиск под конкретного пользователя.
Вот почему дизайнеры с продакт-мышлением сейчас ценятся особенно. Нужно помогать зарабатывать, а не просто красиво рисовать.
Первое, что улетает в архив — сам экран. Zero UI [39], разговорные интерфейсы, AI-агенты [40]. Пользователь все чаще не кликает, а говорит (к этому мы идем давно, вспоминаем первую главу). Или пишет. Или вообще не делает ничего, потому что система сама понимает, чего он хотел.
Альтман прогнозирует [41] конец эпохи экранов и клавиатур: вместе с Джони Айвом он создает контекстно-чувствительное устройство без экрана. Запуск намечен на конец 2026 года. Проект обещает стать крупнейшим в истории OpenAI и началом нового дизайнерского движения после эры экранов.
К 2035 году веб превратится [42] из набора страниц в живую, адаптивную среду, где ИИ в реальном времени перестраивает контент, навигацию и интерфейс под конкретного пользователя. Стандартом станет гипер-персонализация, трехмерные AR-слои и веб-пространства, в которые можно входить через жесты, голос и движение, а нейроинтерфейсы позволят управлять приложениями напрямую мыслями.
AI-консьержи заменят [44] классический поиск. Для e-commerce это значит слияние офлайна и онлайна, виртуальные примерочные и умные 3D-шоурумы, которые работают на любом устройстве и подстраиваются под каждого покупателя.
Брайан Солис из Salesforce говорит [45], что к 2030-му шопинг перестанет быть просто покупкой — это будет целое приключение. Магазины и сайты станут больше походить на видеоигры или тематические парки: с эффектами, AR-примерками, элементами геймификации. В командах появятся гейм-дизайнеры и мастера пространственных интерфейсов.
Сэнди Хокинс, бывший глава e-commerce в TikTok, а теперь президент AI-маркетплейса Teikametrics, уверена [46]: покупки все больше будут походить на скролл TikTok. TikTok Shop уже показал, что короткие, цепляющие видео с живыми отзывами продают лучше, чем фото и текст. Amazon и Walmart уже подхватили тренд: карточки товаров наполняются видеообзорами пользователей, а ленты рекомендаций становятся похожи на соцсети.
Очень похоже на китайский интернет [47]. В WeChat давно торгуют в ленте с видео и через трансляции.
ИИ позволяет [49] студиям тестировать идеи без затрат: генеришь фейковый тизер, смотришь, что заходит по просмотрам и комментам, и только потом делаешь реальный продукт. Работает для игр, кино, рекламы — это одновременно тест гипотезы и ранний прогрев аудитории.

Ждем, когда так будут тестировать интерфейсы магазинов, как предвидит Брайан Солис.
В MIT Media Lab решили проверить [50], не убивает ли ChatGPT критическое мышление. Взяли 54 человека из Бостона, разделили их на три лагеря — одни пишут эссе с помощью ChatGPT, другие гуглят, третьи мучают мозг в одиночку. Сделали ЭЭГ [51], чтобы посмотреть, что творится в голове. Там, где работал ChatGPT, мозг почти спал.
Исследование выкатили до полноценного рецензирования, чтобы успеть встряхнуть общественность: авторы боятся, что кто-то скоро придумает ИИ-детсад и угробит детские мозги. И это только начало — в MIT уже тестируют влияние ИИ на программистов, и результаты, по их словам, еще мрачнее: чем больше доверяешь кода машине, тем меньше остается критического мышления у человека.

Работать с ИИ продуктивно, но скучно, говорят [52] результаты исследования на 3500 человек. Сначала участники писали посты с ChatGPT и без него. С ИИ вышло качественнее. Потом придумывали неординарные способы использовать банку от газировки. Идеи вышли оригинальнее у тех, что сначала работал с ChatGPT, а потом сам. Оценили и ощущения при переходе от сотрудничества с ИИ к самостоятельному: мотивация [53] падала, скука росла.
В SBS Swiss Business School проверили [54] 666 человек в Британии: анкеты, тесты на критическое мышление, интервью. Чем больше люди используют ChatGPT и его собратьев, тем хуже справляются с анализом, плохо запоминают и решают задачи.
Особенно ярко это проявилось у молодежи (17-25 лет). Люди постарше держатся лучше. Мозг, натренированный высшим образованием и отсутствием интернета в свободном доступе, не так быстро прощается с критическим мышлением.
Многие признались, что уже не пытаются держать в голове факты или продумывать решения — проще спросить у бота. Ученые прямо говорят: нужны программы цифровой грамотности, задания на развитие мышления, а разработчики ИИ должны проектировать системы так, чтобы они не убивали вовлеченность, а провоцировали думать.

GitHub Copilot проверили свое на больших командах, и выводы любопытные. В партнерстве с Accenture исследователи выяснили [55]: инструмент ускоряет разработку (код пишется до 55% быстрее), повышает уверенность и качество изменений в коде (рост на 15%), а заодно делает сам процесс приятнее. Разработчики, работавшие с Copilot, меньше выгорали [56]: 90% говорили, что работа приносит больше удовлетворения, 95% — что писать код стало интереснее.

Мы получаем двойственную картину. С одной стороны — тотальное внедрение ИИ, рост использования всеми возможными специалистами. Ожидаемый рост объемов производства продуктов интеллектуальной деятельности. С другой стороны — массовое падение качества из-за скуки и отсутствия мотивации [57].
С учетом колоссальных инвестиций в ИИ и другие идущие с ним вместе технологии, все мы неизбежно будем пользоваться достижениями этого прогресса. Остается ловить баланс между преимуществами и деградацией от простоты перекладывания работы на нейросети.
А мышки? Ну, пусть пылятся рядом с факсом.
Автор: nineseven
Источник [58]
Сайт-источник BrainTools: https://www.braintools.ru
Путь до страницы источника: https://www.braintools.ru/article/19048
URLs in this post:
[1] опубликовали: https://naked-science.ru/article/nakedscience/iskusstvennyy-intellekt-i
[2] интеллект: http://www.braintools.ru/article/7605
[3] поведение: http://www.braintools.ru/article/9372
[4] насмотрелся всякого: https://habr.com/ru/sandbox/236044/
[5] Прошло восемь лет. Что мы видим сегодня?: #%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%88%D0%BB%D0%BE%20%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%B5%D0%BC%D1%8C%20%D0%BB%D0%B5%D1%82
[6] Когда будущее было теорией — прогнозы о дизайне и ИИ до эры нейросетей: #%D0%9A%D0%BE%D0%B3%D0%B4%D0%B0%20%D0%B1%D1%83%D0%B4%D1%83%D1%89%D0%B5%D0%B5%20%D0%B1%D1%8B%D0%BB%D0%BE%20%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%B9
[7] Дуглас Энгельбарт против энтропии мозга Николас Негропонте и рождение персонализации: #%D0%94%D1%83%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D1%81%20%D0%AD%D0%BD%D0%B3%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%B1%D0%B0%D1%80%D1%82
[8] Дональд Норман и дилемма дизайна: невидимый интерфейс против универсального устройства: https://www.braintools.ru%20%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D1%8B%D0%B9%20%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%84%D0%B5%D0%B9%D1%81%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%B2%20%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D1%83%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0
[9] Рэй Курцвейл и его говорящие машины : #%D0%A0%D1%8D%D0%B9%20%D0%9A%D1%83%D1%80%D1%86%D0%B2%D0%B5%D0%B9%D0%BB%20%D0%B8%20%D0%B5%D0%B3%D0%BE%20%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%80%D1%8F%D1%89%D0%B8%D0%B5%20%D0%BC%D0%B0%D1%88%D0%B8%D0%BD%D1%8B
[10] От «сделать» к «придумать»: новая философия дизайна: https://www.braintools.ru%20%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F%20%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%B8%D1%8F%20%D0%B4%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D0%B0
[11] Черное зеркало дизайна : #%D0%A7%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D0%B7%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%BE%20%D0%B4%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D0%B0
[12] Интерфейс: что будет на экране (и за его пределами): https://www.braintools.ru%20%D1%87%D1%82%D0%BE%20%D0%B1%D1%83%D0%B4%D0%B5%D1%82%20%D0%BD%D0%B0%20%D1%8D%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B5%20(%D0%B8%20%D0%B7%D0%B0%20%D0%B5%D0%B3%D0%BE%20%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D0%BC%D0%B8)
[13] E-commerce будущего : #E-commerce%20%D0%B1%D1%83%D0%B4%D1%83%D1%89%D0%B5%D0%B3%D0%BE
[14] А что станет с мозгами? : #%D0%90%20%D1%87%D1%82%D0%BE%20%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B5%D1%82%20%D1%81%20%D0%BC%D0%BE%D0%B7%D0%B3%D0%B0%D0%BC%D0%B8?
[15] Что в сухом остатке: #%D0%A7%D1%82%D0%BE%20%D0%B2%20%D1%81%D1%83%D1%85%D0%BE%D0%BC%20%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%BA%D0%B5
[16] мышление: http://www.braintools.ru/thinking
[17] опыт: http://www.braintools.ru/article/6952
[18] эмоции: http://www.braintools.ru/article/9540
[19] поведение: http://www.braintools.ru/article/5593
[20] мозга: http://www.braintools.ru/parts-of-the-brain
[21] The Mother of All Demos: https://youtu.be/yJDv-zdhzMY?si=OZbEOX%5C_IU9ezAOaX
[22] память: http://www.braintools.ru/article/4140
[23] выглядел: https://www.businessinsider.com/how-yahoo-changed-over-the-years-2016-7#by-1996-the-site-looked-like-this-the-company-had-its-initial-public-offering-in-april-of-that-year-closing-at-33-up-270-from-its-ipo-price-2
[24] стал: https://www.businessinsider.com/how-yahoo-changed-over-the-years-2016-7#in-march-2001-yahoo-ceo-tim-koogle-stepped-down-replaced-by-terry-semel-youll-notice-a-slight-update-to-some-of-the-graphics-6
[25] пересмотрели: https://www.microsoft.com/insidetrack/blog/redesigning-how-we-work-at-microsoft-with-generative-ai/
[26] чем меньше дизайна, тем выше конверсии: https://t.me/dkhorushko/27
[27] живую скрепку: https://www.artsy.net/article/artsy-editorial-life-death-microsoft-clippy-paper-clip-loved-hate
[28] сыграли в шахматы: https://csd.cmu.edu/news/pawn-to-queen-four-cmu-celebrates-50-years-of-speech-research
[29] вышла в свет: https://www.nytimes.com/1990/03/20/business/company-news-dragon-introduces-voice-typewriter.html
[30] открыл: https://journal.tinkoff.ru/i-opened-agentstvo-veb-razrabotki/
[31] творчества: http://www.braintools.ru/creation
[32] логику: http://www.braintools.ru/article/7640
[33] ошибки: http://www.braintools.ru/article/4192
[34] Pokemon Clicker: https://scratch.mit.edu/projects/116421566/
[35] Comet: https://www.perplexity.ai/comet
[36] будут использовать: https://www.gartner.com/en/newsroom/press-releases/2023-10-11-gartner-says-more-than-80-percent-of-enterprises-will-have-used-generative-ai-apis-or-deployed-generative-ai-enabled-applications-by-2026
[37] придумал: https://airbnb.tech/ai-ml/intelligent-automation-platform-empowering-conversational-ai-and-beyond-at-airbnb
[38] сгенерировали: https://www.reuters.com/business/media-telecom/netflix-says-it-used-genai-argentine-tv-series-2025-07-18/
[39] Zero UI: https://about.ads.microsoft.com/en/blog/post/june-2025/zero-ui-the-invisible-interface-revolution
[40] AI-агенты: https://www.gartner.com/en/newsroom/press-releases/2025-02-10-traditional-customer-service-channels-are-losing-ground-to-mobile-and-ai-innovations
[41] прогнозирует: https://www.theverge.com/news/672357/openai-ai-device-sam-altman-jony-ive
[42] превратится: https://www.thedigitalspeaker.com/2035-vision-ten-predictions-future
[43] Планы Neuralink к 2028 году: https://www.youtube.com/watch?v=FASMejN%5C%5C_5gs&ab%5C%5C_channel=Neuralink
[44] заменят: https://www.geeksforgeeks.org/blogs/future-scope-of-web-designing
[45] говорит: https://www.mckinsey.com/capabilities/growth-marketing-and-sales/our-insights/retailers-as-experience-designers-brian-solis-on-shopping-in-2030
[46] уверена: https://www.businessinsider.com/how-tiktok-shop-ai-transformed-e-commerce-landscape-2025-1
[47] китайский интернет: https://habr.com/ru/articles/900842/
[48] Лайф-стриминг в Китае: https://ecomhub.ru/livestreaming-china-2020/
[49] позволяет: https://t.me/disruptors_official/2631
[50] решили проверить: https://arxiv.org/pdf/2506.08872v1
[51] ЭЭГ: http://www.braintools.ru/methods-for-studying-brain/electroencephalography-eeg
[52] говорят: https://www.nature.com/articles/s41598-025-98385-2#Sec2
[53] мотивация: http://www.braintools.ru/article/9537
[54] проверили: https://phys.org/news/2025-01-ai-linked-eroding-critical-skills.html
[55] выяснили: https://github.blog/news-insights/research/research-quantifying-github-copilots-impact-in-the-enterprise-with-accenture
[56] выгорали: https://t.me/dkhorushko/33
[57] мотивации: http://www.braintools.ru/article/9384
[58] Источник: https://habr.com/ru/articles/943438/?utm_source=habrahabr&utm_medium=rss&utm_campaign=943438
Нажмите здесь для печати.