- BrainTools - https://www.braintools.ru -

Информация. Подборка из книг. Мнемотехника. Запоминание на основе визуального мышления. Зиганов М. А., Козаренко В. А.. Приложение 1.

Из истории мнемотехники

Память [1] стала предметом изучения раньше появления науки психологии: до того, как заметили и описали познавательные процессы. Было признано, что память способна к усовершенствованию и начали разрабатываться практические способы повышения ее продуктивности памяти. Первое учение о памяти появилось в форме мнемоники. Происхождение мнемоники относится к VI—V столетиям до н.э. Вероятно, основателем мнемотехники можно назвать одного из представителей классической литературы и науки поэта и философа Симонида Кеосского.

В 1837 году при содействии Академии наук мнемонист Язвинский издал руководство к изучению истории. Язвинский утверждал, что все исторические факты и содержание истории легко укладываются в памяти, если с каждым отдельным годом связать представление об известном сочетании точек, размещенных в тех или иных клетках специальной мнемотехнической таблицы.

В 19 веке стала популярной система мнемотехники датчанина Карла Отто, введенная в практику некоторых учебных заведений Германии.

К началу 20-го столетия в России появилось множество руководств и пособий по укреплению памяти, авторы которых стояли на различных позициях. Так, автор книги «Педагогическая мнемоника» В.Фармаковский писал: «…Мнемоника наших дней получила характер специальности, родство которой с наукою крайне сомнительно, и приближающийся к той области, где работают профессора магии и т.п. искусств, граничащих с шарлатанством». Именно с Фармаковского начинается период очевидного расхождения путей мнемонистов. Одни идут путем усиления работы памяти через установление искусственных ассоциативных [2] связей при запоминании больших объемов не связанной по смыслу информации (используя различные приемы, способы, методы и технику). Другие идут путем создания условий для лучшего запоминания [3] (переработка запоминаемого материала, учет возрастных особенностей и предмета деятельности, формулирование и осознание цели запоминания, создание положительных эмоций [4], повторение [5] материала по определенной системе и т.п.). Идущие по первому пути используют мнемотехнику [6], идущие по второму пути — педагогическую мнемонику.


Сайт-источник BrainTools: https://www.braintools.ru

Путь до страницы источника: https://www.braintools.ru/article/1956

URLs in this post:

[1] Память: http://www.braintools.ru/article/4140

[2] ассоциативных: http://www.braintools.ru/article/621

[3] запоминания: http://www.braintools.ru/article/722

[4] эмоций: http://www.braintools.ru/article/9540

[5] повторение: http://www.braintools.ru/article/4012

[6] мнемотехнику: http://www.braintools.ru/article/648

www.BrainTools.ru

Rambler's Top100