- BrainTools - https://www.braintools.ru -
Те, кто давно сидит в хабах «Мозг» и «Здоровье», знают: наш мозг [1] – ленивый и энергозатратный. Мы любим говорить о рациональности, силе воли и взвешенных решениях, но часто забываем [2], что у этих процессов есть вполне конкретная «цена» в АТФ и глюкозе.
Сегодня я хочу разобрать исследование, которое показывает, как простая когнитивная нагрузка (вроде запоминания [3] номера телефона) превращает нас в импульсивных, трусливых и иррациональных созданий.

Вы когда-нибудь замечали, что принимаете самые взвешенные решения утром, а к вечеру готовы согласиться на любую ерунду, лишь бы вас оставили в покое? Или что в разгар дедлайна вы вдруг становитесь невероятно консервативным и боитесь рискованного, но выгодного шага?
Это не просто «усталость». Это измеримый и вполне конкретный «налог на мышление», который платит наш мозг.
Мы привыкли думать, что наша рациональность, отношение к риску – это черты личности. Но исследования, вроде того, что провели Кэри Дек и Салар Джахеди “The Effect of Cognitive Load on Economic Decision Making: A Survey and New Experiments” [4], показывают: наши ключевые экономические решения могут кардинально меняться в зависимости от того, насколько загружена наша «оперативная память».
Давайте разберемся, как этот невидимый налог работает и кто платит по самому высокому тарифу.
Чтобы понять, что происходит, нужно вспомнить классификацию, которую популяризировал Даниэль Канеман. Упрощенно говоря, у нас в голове уживаются две системы:
«Автопилот» (Система 1): Это наша быстрая, интуитивная, импульсивная система. Она работает автоматически, почти не тратя энергии. Она хочет награду здесь и сейчас, боится потерь и обожает простые эвристики.
«Пилот» (Система 2): Это наша медленная, хладнокровная, рассуждающая система. Она анализирует, считает, планирует наперед и способна подавить сиюминутные порывы «Автопилота».
Проблема в том, что у «Пилота» очень ограниченный и дорогой ресурс – когнитивная пропускная способность.
Под капотом: ПФК против Лимбической системы [5]
«Пилот» (Система 2) – это в первую очередь наша префронтальная кора (ПФК). Это самая «молодая» (эволюционно) и самая энергозатратная часть мозга. Она отвечает за волевой контроль, долгосрочное планирование, сложную аналитику и подавление импульсов.
«Автопилот» (Система 1) – это работа более древних, «быстрых» структур, в первую очередь лимбической системы (например, миндалины, отвечающей за страх [6]).
Когда вы пытаетесь удержать в голове восьмизначный номер или решаете сложную задачу, вся доступная «вычислительная мощность» (глюкоза и кислород [7]) уходит на поддержку ПФК. Как только этот ресурс исчерпан, «Пилот» отключается. И в этот момент штурвал перехватывает «Автопилот».
Именно этот эффект и решили измерить Дек и Джахеди. Они провели два эксперимента, в которых «облагали налогом» мозг участников. Людей просили выполнять разные экономические задачи, одновременно удерживая в памяти [8] число.
Низкая нагрузка: запомнить 1-значное число.
Высокая нагрузка: запомнить 8-значное число.
Чтобы убедиться, что трюк сработал, исследователи сначала дали участникам … обычные задачки по арифметике. Результат был предсказуем: под высокой нагрузкой (с 8-значным числом в голове) люди чаще ошибались в расчетах.
«Пилот» (ПФК), отвечающий за математику [9], был занят, и мозг начинал «глючить». Но самое интересное началось, когда дело дошло до денег.
Оказалось, что когда наш «Пилот» перегружен, страдает не только арифметика. Мы начинаем систематически принимать менее выгодные решения.
1. Рост неприятия риска (Внезапная трусость)
Участникам предлагали выбор: получить гарантированную сумму (например, $10) или рискнуть ради большего выигрыша (например, $22 с шансом 50%).
Свежий мозг (1 цифра): Люди чаще шли на просчитанный риск, понимая, что математическое ожидание выигрыша ($11) выше, чем гарантированная сумма ($10).
Занятый мозг (8 цифр): Люди чаще выбирали «синицу в руках». Они становились значительно более рискофобными.
Как это работает: ПФК («Пилот») мог бы посчитать ожидаемую выгоду, но он занят удержанием 8 цифр. «Автопилот» (лимбическая система) не хочет считать – он просто видит слово «риск» и бьет тревогу, заставляя вас выбирать безопасный, но менее прибыльный вариант.
2. Рост нетерпеливости (Близорукость)
В другом эксперименте людям предлагали реальные деньги: получить меньшую сумму сегодня или большую сумму через неделю.
Свежий мозг (без нагрузки): Участники чаще проявляли терпение, соглашаясь подождать ради большей выгоды.
Занятый мозг (8 цифр): Люди становились значительно более нетерпеливыми. Они требовали деньги «здесь и сейчас», даже если это было менее выгодно.
Как это работает: ПФК («Пилот») отвечает за долгосрочное планирование и «отложенное вознаграждение». «Автопилот» живет одним моментом и хочет дофамина немедленно. Как только ПФК отвлеклась, «Автопилот» нажимает кнопку «Взять сейчас».
3. Усиление «Эффекта якоря»
Был и третий тест – на «якорение». Людей просили сначала назвать случайное число, а потом угадать количество символов ‘S’ в таблице. Это классический трюк: названное вами случайное число (якорь) влияет на вашу последующую догадку.
Результат? Под высокой когнитивной нагрузкой люди еще сильнее «якорились» на своем первоначальном случайном числе.
Как это работает: ПФК («Пилот») мог бы попытаться оценить количество символов объективно и проигнорировать бессмысленный якорь. Но он занят. «Автопилот» хватается за первую попавшуюся цифру как за подсказку.
Многие слышали про знаменитый эксперимент Шива и Федорихина (1999) “Heart and Mind in Conflict: The Interplay of Affect and Cognition in Consumer Decision Making” [10], где люди под когнитивной нагрузкой (запоминая 7-значное число) чаще выбирали шоколадный торт вместо фруктового салата. Это стало хрестоматийным примером победы «импульса» над «контролем».
Дек и Джахеди тоже проверили это. Они предлагали участникам выбор между здоровыми и нездоровыми закусками. И вот тут нас ждет сюрприз.
Исследователи не смогли подтвердить этот вывод. В их экспериментах когнитивная нагрузка не заставляла людей чаще выбирать нездоровую еду.
Это интересный звоночек, который в очередной раз напоминает нам о кризисе репликации в психологии. Возможно, эффект «торта» не так универсален, как мы привыкли думать.
Но самое важное открытие этой работы – не в средних цифрах. Исследователи копнули глубже и задались вопросом: всех ли когнитивная нагрузка ломает одинаково? Они разделили участников на две группы, основываясь на том, как сильно упали их результаты в арифметическом тесте под нагрузкой.
«Нечувствительные»: Те, кто продолжал хорошо считать, даже держа в голове 8 цифр.
«Чувствительные»: Те, чьи математические способности резко просели под нагрузкой.
А теперь – ключевое наблюдение. Когда ученые посмотрели на экономические решения этих двух групп по отдельности, они увидели вот что:
Почти весь эффект – рост боязни риска и подверженность «якорю» – был обусловлен «чувствительной» группой.
Это фундаментальный вывод. Дело не в том, что любой человек под давлением превращается в иррационального паникера. А в том, что среди нас есть люди, чей «Пилот» (ПФК) более уязвим к когнитивной нагрузке. Именно они и платят самый высокий «налог на мышление», теряя деньги на рынках и принимая нетерпеливые решения, как только их «оперативная память» переполняется.
Окей, это все интересно, но что с этим делать?
Не принимайте важные решения «на уставшую голову». Банальность? Да. Но теперь мы знаем причину. Решение о смене работы, крупной покупке или инвестиции, принятое в 23:00 после тяжелого дня, – это решение, принятое вашим «Автопилотом». Принцип «утро вечера мудренее» имеет прямое нейробиологическое обоснование: ночью ПФК «перезаряжается».
Создайте «внешний ПФК». Наша ПФК дорога в обслуживании. Не тратьте ее ресурс там, где можно не тратить. Чек-листы, алгоритмы, инструкции – все это «внешние костыли» для Системы 2. Именно поэтому пилоты самолетов действуют по чек-листам, даже если летали 10 000 часов – они экономят ресурс ПФК для нештатной ситуации.
Изолируйте задачи. Не пытайтесь обсуждать бюджет проекта, одновременно ведя машину в плотном потоке. Ваш «Пилот» занят дорогой. Любое решение по бюджету будет принято «Автопилотом» – то есть, скорее всего, будет импульсивным или слишком рискофобным. Контекстное переключение – это и есть тот самый «налог».
Знайте свои «триггеры». Вывод про «чувствительную» группу самый важный. Если вы знаете, что после 3 часов код-ревью или сложной отладки вы «плывете» – просто запретите себе в этом состоянии принимать любые финансовые или стратегические решения.
Ваша способность принимать верные решения – это не константа. Это плавающий параметр, который напрямую зависит от того, сколько «вкладок» в данный момент открыто у вас в голове.
Автор: la__vita__felice
Источник [11]
Сайт-источник BrainTools: https://www.braintools.ru
Путь до страницы источника: https://www.braintools.ru/article/21255
URLs in this post:
[1] мозг: http://www.braintools.ru/parts-of-the-brain
[2] забываем: http://www.braintools.ru/article/333
[3] запоминания: http://www.braintools.ru/article/722
[4] “The Effect of Cognitive Load on Economic Decision Making: A Survey and New Experiments”: https://www.researchgate.net/publication/278036112_The_Effect_Of_Cognitive_Load_On_Economic_Decision_Making_A_Survey_And_New_Experiments
[5] Лимбической системы: http://www.braintools.ru/article/6090
[6] страх: http://www.braintools.ru/article/6134
[7] кислород: http://www.braintools.ru/article/5138
[8] памяти: http://www.braintools.ru/article/4140
[9] математику: http://www.braintools.ru/article/7620
[10] “Heart and Mind in Conflict: The Interplay of Affect and Cognition in Consumer Decision Making”: https://www.jstor.org/stable/10.1086/209563
[11] Источник: https://habr.com/ru/articles/961262/?utm_campaign=961262&utm_source=habrahabr&utm_medium=rss
Нажмите здесь для печати.