- BrainTools - https://www.braintools.ru -

Методики. Другие методики. Эффективные упражнения по развитию памяти.

Урок 7. Условный рефлекс

Прежде всего необходимо знать, что некоторые травмы черепа приводят к расстройству памяти [1] в определенных пределах. Например, в результате несчастного случая человек может потерять слуховую память (не может запомнить музыкальный мотив или песню), в то время как его зрительная или осязательная память остается без изменений.

В свое время возникло, а впоследствии подтвердилось предположение, что одни участки мозга [2] управляют слуховой памятью, другие – зрительной и т.д. В дальнейшем удалось локализовать точно участки мозга, отвечающие всем видам деятельности (интеллектуальной, двигательной и т.д.).

На схеме, сопровождающей этот урок, изображены основные мозговые участки (см. выше).

Что касается памяти, то можно утверждать, что возникновение воспоминаний объясняется установлением связей в соответствующей зоне.

Так, воспоминания о какой-либо картине выражаются функционально некими сочленениями нейронов в затылочной зоне.

Кроме того, могут возникать и связи между зонами -это объясняет феномен условного рефлекса [3].

Что такое условный рефлекс [4]?

Русский ученый Павлов доказал, что мозг, как и весь организм, обладает рефлексами.

Вы знаете, что такое безусловный рефлекс [5]: по неосторожности вы касаетесь горячей тарелки – моментально, помимо вашей воли, ваша рука отдергивается.

Таким образом, рефлексы представляют собой двигательную реакцию [6] на чувственное раздражение. Ощущение укола провоцирует движение уколотого участка тела. Эти рефлексы объясняются прямыми связями через нервные волокна [7] между зонами мозга и мышцами.

Павлов доказал существование не этих естественных рефлексов, а приобретенных в результате навыка (привычки). Он проводил, в частности, такой опыт [8]: в пасти собаки укреплялась фистула, измеряющая количество выделяемой железами слюны.

Затем ежедневно он осуществлял такую последовательность действий: давал свисток-и через несколько секунд ставил перед собакой тарелку с куском мяса, что вызывало выделение слюны у животного. Через 15 дней повторения [9] такого опыта Павлов давал свисток, но не ставил мясо. При этом, как и прежде, он отмечал выделение слюны у собаки.

В данном случае звук свистка был назван “обусловливающим раздражителем”, а выделение слюны “условным рефлексом”. Это рефлекс приобретенный, а не врожденный.

Павлов продолжил опыты и установил, что условные рефлексы очень легко можно выработать и у человека.

Простой пример условного рефлекса [10] у человека: перед глазами зажигают яркую лампу — и одновременно щекочут пятку пером. Нога отодвигается. Через некоторое число повторений яркий свет провоцирует движение ноги до начала щекотания пятки.

Условным рефлексом объясняется также выделение слюны и желудочного сока при обонянии запаха вкусной пищи.

Если ежедневно звонок оповещает вас о накрытом столе, этот звонок со временем автоматически будет вызывать у вас чувство голода.

Рассмотрим теперь пример применения условного рефлекса в интересующей нас области: если вы изучаете язык, то попробуйте заниматься языком ежедневно в одно и то же время, в одном и том же месте и в одинаковом положении (сидя в кресле, облокотившись на стул и т.д.). Поступая регулярно таким образом, вы создаете условный рефлекс, эффектом которого будет состояние мозга, наиболее благоприятное для занятия языком. Ваше внимание [11] будет более сосредоточенным, ваше усилие по запоминанию [12] будет минимальным, запоминание будет более прочным.

Мы вернемся еще к использованию условного рефлекса на следующих уроках. И вы поймете всю значимость “обусловленности” мозга для его эффективной работы в различных обстоятельствах.

Упражнение 13

Вспомните, как в упражнении 3, чем вы занимались неделю назад. Если вы выполняете это упражнение в среду, вы должны попытаться восстановить, с максимально возможной полнотой, что вы делали в течение дня в прошлую среду.

Упражнение 14

Вспомните 5 правил гигиены мозга, названных в уроке 2. Напишите их: 1. 2. 3. 4. 5.

Упражнение 15

Вспомните 4 стиха из урока 3. Воспроизведите их по памяти. Если что-нибудь забыли, прочитайте стихи несколько раз и затем повторите по памяти.

Упражнение 16

Повторите упражнение “мозговые ящики”, но на этот раз поменяв ваши 3 сюжета сосредоточения.


Сайт-источник BrainTools: https://www.braintools.ru

Путь до страницы источника: https://www.braintools.ru/article/2159

URLs in this post:

[1] памяти: http://www.braintools.ru/article/4140

[2] мозга: http://www.braintools.ru/parts-of-the-brain

[3] рефлекса: http://www.braintools.ru/article/9352

[4] рефлекс: http://www.braintools.ru/article/8998

[5] безусловный рефлекс: http://www.braintools.ru/article/9014

[6] реакцию: http://www.braintools.ru/article/1549

[7] нервные волокна: http://www.braintools.ru/neuron-the-structure-of-nerve-cell/nerve-fibers

[8] опыт: http://www.braintools.ru/article/6952

[9] повторения: http://www.braintools.ru/article/4012

[10] условного рефлекса: http://www.braintools.ru/article/9004

[11] внимание: http://www.braintools.ru/article/7595

[12] запоминанию: http://www.braintools.ru/article/722

www.BrainTools.ru

Rambler's Top100