- BrainTools - https://www.braintools.ru -

Методики. Другие методики. Эффективные упражнения по развитию памяти.

Урок 14 (продолжение и конец). Естественный ход запоминания. Повторение

Повторение [1] является известным принципом работы памяти [2]. Это способ, который дети совершенно естественно используют, когда начинают чему-нибудь учиться.

Повторение – это сильный фактор запоминания [3]. Оно может позволить вам, вводя в действие механические рефлексы [4] вашего мозга [5], запомнить вещи, к которым вы не проявляете никакого интереса [6] и с которыми у вас нет никаких ассоциаций. Таким образом вы можете – в силу повторений – запомнить поэму на языке, который вам совершенно неизвестен.

Эта чисто механическая память намного лучше у детей, чем у взрослых. Она уменьшается с возрастом. И наоборот, способность делать различные ассоциации [7] с годами возрастает. Следовательно, то, что теряется с одной стороны, широко восполняется с другой.

Независимо от этой механической памяти, повторение играет важную роль в фиксации воспоминаний – и это в любом возрасте.

Повторите все, что вы только что узнали, и сделайте это через какие-то промежутки времени. Не пытайтесь все запомнить за один раз. Наоборот, возвращайтесь к заданию многократно.

Когда вы выучите что-нибудь, проверьте, по возможности, что вы узнали.

Чтобы удержать в памяти фамилию, адрес, повторяйте их в уме много раз, одновременно пытайтесь найти ассоциации.

Томас Аквинский дал нам этот же совет в своей книге: “Необходимо часто обдумывать то, что мы желаем удержать в памяти”.

Аристотель [8] заметил: “Особенно время является разрушителем”.

Наши воспоминания постепенно стираются временем, если мы ничего не делаем для их сохранения. Способ сохранения простой – повторение.

Повторяйте то, что вы узнали, и память получит новую энергию.

Но для того, чтобы повторение не было слишком долгим, необходимо его готовить. Личные тетради, содержащие стихи, даты, цифры, мнемотехнические фразы, сводные таблицы и т.д., помогут вам освежить в короткое время воспоминания, которые начали стираться.

Так же, помечая карандашом основные идеи произведения, вы можете повторить его за час-вместо полного перечитывания.

Закон Жоста.

Психолог Жост изучил скорость запоминания текста в зависимости от количества его прочтений. Он показал, например, что, если перечитывать текст 6 раз подряд, запоминается намного меньше, чем если прочитать его с промежутком в пять минут.

Пьерон и другие психологи пытались установить оптимальный промежуток между повторениями. Мы сами провели различные опыты, которые доказывают, что, в зависимости оттого, что надо запомнить, идеальный промежуток между прочтениями колеблется от 10 минут до 16 часов. Перечитывание с промежутком менее 10 минут является бесполезным, а при промежутке более 16 часов часть текста уже бывает забыта.

Не надо понимать это в буквальном смысле слова. Это правило просто доказывает, что, если необходимо что-то выучить как можно скорее, повторите вечером то, что учили утром.

Предположим, что вы изучаете английский язык: выучите урок вечером и повторите его на следующее утро, а следующим вечером – перед или после изучения нового урока. Если вы одновременно изучаете английский язык, математику [9], право, географию, разделите вашу работу на достаточно короткие сеансы, например на получасовые, таким образом, чтобы они чередовались и повторялись достаточно часто.

В практическом плане закон Жоста можно выразить следующим образом: необходимо повторять достаточно часто, чтобы предыдущее чтение имело еще довольно глубокий след, но и достаточно редко, чтобы это повторение не представляло собой бесполезные усилия. Для текущей учебы мы вам советуем повторять изученный материал через 5-6 часов. Затем, в зависимости от конкретного случая, через 3 недели и, наконец,, через 5-6 месяцев.

Очень важно для вас точно определить оптимальный режим повторения. Посредством последовательных опытов вы определите, когда надо повторить выученный в 17 часов урок: около 22 часов или на следующее утро. Урок, выученный утром между 9 и 10 часами, можно повторить около 15-16 часов или около 18 часов, согласно вашим наблюдениям.

Упражнение 32

Проделайте последний раз упражнение 18, затем сделайте резюме (краткое изложение) всего, что вы прочитали в вашей книге, начиная с 7 утра. Перескажите своими словами то, что вы запомнили.

Упражнение 33

Запомните способом образных ассоциаций следующий список слов:

Сигара, рубашка, молочный магазин, самолет, уголь, очки, лев, дым, шоколад, гора

дерево, сундук, король, весы, колокол, веревка, мостовая, газета, вилка, лампа.

Вернемся к наблюдательности. Это качество никогда не бывает слишком развито.

Вот упражнение на наблюдательность, которое легко выполнить в течение дня. Остановитесь на 15 секунд перед витриной аптеки, парфюмерного, или бакалейного магазина. Рассмотрите хорошо все, что там находится. Продолжая путь, попытайтесь вспомнить максимальное количество предметов, находящихся на витрине.


Сайт-источник BrainTools: https://www.braintools.ru

Путь до страницы источника: https://www.braintools.ru/article/2176

URLs in this post:

[1] Повторение: http://www.braintools.ru/article/4012

[2] памяти: http://www.braintools.ru/article/4140

[3] запоминания: http://www.braintools.ru/article/722

[4] рефлексы: http://www.braintools.ru/article/8998

[5] мозга: http://www.braintools.ru/parts-of-the-brain

[6] интереса: http://www.braintools.ru/article/4220

[7] ассоциации: http://www.braintools.ru/article/621

[8] Аристотель: http://www.braintools.ru/article/8255

[9] математику: http://www.braintools.ru/article/7620

www.BrainTools.ru

Rambler's Top100