- BrainTools - https://www.braintools.ru -
Привет! Как-то раз наткнулась я в соцсети на видео, которое, пересмотрела, наверное, уже раз десять. Трогает оно уж очень глубоко.
В-общем, показывают бывшую балерину, в уже престарелом возрасте, больную Альцгеймером. Вот она сидит в инвалидной коляске, видно, что двигаться нормально не может. Тут ей включают Чайковского и её тело очень быстро начинает реагировать. Как будто она повторяет танец умирающего лебедя, и испытывает эмоции [3], судя по выражению лица. Картина, очень трогательная, печальная и в то же время вдохновляющая. Знакомая мелодия пробудила в ней то, что казалось уже безвозвратно было утрачено из-за болезни.
Я себя считаю меломаном и уже давно собрала огромную коллекцию музыки на все случаи жизни и состояния души. И тут такое видео мне попалось. Так что я решила разобраться, что известно о влиянии музыки на мозг и тело человека. В этой статье я хочу поделиться с вами некоторыми своими находками. Надеюсь, что вам будет интересно.
Кстати, вот то самое видео:
Я поняла так, что когда мы слушаем музыку или даже просто прокручиваем её в своей голове, тогда в обоих полушариях мозга активируются разные области:
Лобные доли, которые отвечают за внимание, прогнозирование и принятие решений.
Височные доли, которые анализируют тональность и музыкальный ритм.
Лимбическую систему, которая как раз отвечает за эмоциональное восприятие музыки.
Моторные зоны и мозжечок [4], которые отвечают за регирование тела на мелодию. Ну, например, кто-то начинает постукивать пальцами или ногой в такт музыки, покачивать головой или бедрами. Тело готово пойти в пляс. Как выяснилось, у тех, чья профессиональная деятельность была связана с музыкой, сохраняется «мышечная память» движений даже при деменции.
Мозолистое тело, которое связывает два полушария [5] и отвечает, например, за координацию движения обеих рук во время игры на музыкальном инструменте.
Музыка [6]превращается в обогащающий мозг стимул [7], который активирует внимание, эмоции [8], движения и память [9] одновременно.
А теперь вкратце расскажу об нескольких, подтверждающих вышесказанное, исследованиях, которые я нашла (кликайте по выделенному цветом фрагменту, чтобы перейти по ссылке на само исследование):
Мета‑анализ [10]42 работ по нейровизуализации с участием 386 человек. В них изучалось пассивное прослушивание музыки без движения и дополнительных заданий. Авторы обнаружили, что помимо слуховых областей (верхней и поперечной височных извилин), активно включаются премоторная кора, первичная моторная кора и мозжечок. Что это значит? То, что восприятие ритма и мелодии автоматически вовлекает моторные системы даже без движения. Такой эффект исследователи связывают с теориями предиктивной обработки. Моторные зоны моделируют возможные движения для предсказания музыкального ритма. В целом, работа подтверждает, что музыка активирует мозг комплексно, и объясняет естественное желание подстраиваться под ритм. Поэтому музыка важна в период реабилитации двигательных функций.
В другом обзоре [11]рассказывалось, что музыка активирует сложные механизмы взаимодействия слуха [12] и движения. Исполнение музыкальных произведений авторы называют одной из самых трудных когнитивных задач. Требуется точный контроль времени, высоты звука и координации множества движений. И вот ещё что интересно. Даже когда человек просто слушает ритм, не двигаясь, тогда в работу включаются моторные зоны мозга, включая премоторную кору. Они помогают предсказывать развитие музыкальной структуры и готовят тело к действию. Эффект объясняется нейропластичностью. А у тех, кто регулярно занимается музыкой или танцами, формируются новые связи между слуховыми и моторными областями. В результате мозг быстрее синхронизирует звук и движение, а внимание становится более устойчивым.
В другом обзоре [13] музыка рассматривается как процесс, в котором мозг непрерывно формирует прогнозы о том, что прозвучит дальше. Эта идея легла в основу модели Predictive Coding of Music (PCM). Согласно ей, восприятие, действие, эмоции и обучение связаны с минимизацией «ошибки предсказания» между ожидаемым и услышанным. Например, неожиданная синкопа вызывает у слушателя предсказательную ошибку [14], которая может побудить его к действию. Авторы подчёркивают, что музыка вовлекает не только слуховую систему [15], но и сети, связанные с эмоциями, вниманием и обучением. Культурный опыт [16], личная история слушателя и музыкальная подготовка формируют «схематические ожидания», которые определяют, как именно мозг интерпретирует мелодию или ритм. Исследование объясняет, почему музыка так глубоко воздействует на эмоции и мотивацию [17], и почему она может служить инструментом для тренировки когнитивных функций и творческого мышления
В другом исследовании [18] приняли участие 196 человек, которых разделили на «высоких» и «низких» синхронизаторов по результатам теста SSS, где испытуемые должны были подстраивать собственное произнесение слогов под ритм услышанных. Оказалось, что в отличие от «низких», «высокие синхронизаторы» набирали значительно больше баллов по шкалам музыкального восприятия, тренировки и вокальных навыков. Авторы сделали вывод, что музыкальное обучение и развитое восприятие музыки позволяют предсказывать силу аудиомоторной связи при восприятии речи. Это объясняет, почему музыканты лучше воспринимают речь в шумной обстановке и быстрее адаптируются к изменяющимся акустическим условиям.
Музыка воздействует на тело, включая гормональную систему, сердечно‑сосудистую и дыхательную. Когда мы слушаем любимую мелодию, тогда запускается каскад биохимических реакций:
Дофамин выделяется в системе вознаграждения, создавая чувство удовольствия и мотивации [21]. Это объясняет [22] «мурашки» по телу и эмоциональный подъем при кульминации композиции.
Серотонин (нейромедиатор) изменяется при восприятии музыки. Исследование [23] показало, что кратковременное прослушивание музыкальных произведений приводит к изменениям уровня серотонина в спинномозговой жидкости, тогда как гормональные показатели остаются стабильными.
Эндорфины (через болевой порог). Активное музицирование повышает болевой порог и улучшает аффект. Это интерпретируется как косвенный признак центрального высвобождения эндорфинов. В исследовании [24] эндорфины не измерялись напрямую, вывод сделан по прокси‑метрике (болевой порог) и относится именно к исполнению музыки, а не пассивному слушанию
Исследование Л. Бернарди и коллег показывает [25], что медленная музыка снижает частоту сердечных сокращений и артериальное давление, а быстрая музыка, наоборот, ускоряет пульс и дыхание. Это объясняет, почему спокойные мелодии помогают нам расслабиться, а энергичные треки заряжают нас перед физической нагрузкой.
В медицине музыкотерапия используется для поддержки пожилых людей с деменцией. Исследование [26] показало, что индивидуальная музыкотерапия и индивидуальное музыкальное прослушивание снижают нейропсихиатрические симптомы и улучшают качество жизни в домах престарелых.
Некоторые исследования показывают, что воздействие музыки зависит от её темпа, структуры и жанра, а также от контекста.
Исследовательская работа [29], опубликованная в Frontiers in Psychology, показала, что ритмичная музыка усиливает эффект тренировок на выносливость и снижает субъективное ощущение усталости. В эксперименте участники выполняли упражнения разной интенсивности под музыку с различным темпом. Оказалось, что при ходьбе и других аэробных нагрузках быстрые треки повышали частоту сердечных сокращений и дыхания, но при этом субъективно нагрузка воспринималась легче. Это объясняется тем, что музыка задаёт ритм движений и отвлекает внимание от усталости.
Для релаксации и снижения стресса [30] лучше работают композиции с медленным темпом и плавными переходами. Систематический обзор [31], опубликованный в Health Psychology Review, показал, что музыкотерапия снижает уровень тревожности и физиологические показатели стресса [32], включая частоту сердечных сокращений и уровень кортизола. Особенно эффективны индивидуально подобранные программы, где учитываются личные предпочтения слушателя. Медитативная музыка или эмбиент создают состояние спокойствия и помогают восстановить баланс после напряжённого дня.
И вот то, что касается всех нас, здесь собравшихся. Когда нужно сосредоточиться, важна структура и отсутствие отвлекающих элементов. Есть различные неоднозначные исследования на эту тему. Поэтому выделить какое-то конкретное и сказать, что данные верны для всех, я лично не могу и не хочу. Многое зависит от личного опыта и вкусов.
Как по мне, так классика, дип, джаз, эмбиент создают мягкий ритмичный фон, не перегружая восприятие. Мне такая музыка позволяет дольше сохранять концентрацию внимания [33] и повышает продуктивность. Лучше без вокала, чтобы внимание не цеплялось за слова.
Когда совсем уж сложно сосредоточиться, то относительная тишина, шум дождя, пение птичек становятся для меня лучшей музыкой.
Музыка — это не только способ вызвать эмоции или создать настроение. Она напрямую активирует мозг и тело, запускает работу внимания и памяти, синхронизирует движения, помогает восстанавливаться и концентрировать внимание.
А как на вас влияет музыка?
Автор: naslou1
Источник [34]
Сайт-источник BrainTools: https://www.braintools.ru
Путь до страницы источника: https://www.braintools.ru/article/22511
URLs in this post:
[1] Мэтью Генри: https://www.shopify.com/stock-photos/@matthew_henry?utm_campaign=photo_credit&utm_content=Browse+Free+HD+Images+of+Record+Playing+Music&utm_medium=referral&utm_source=credit
[2] Burst: https://www.shopify.com/stock-photos/music?utm_campaign=photo_credit&utm_content=Browse+Free+HD+Images+of+Record+Playing+Music&utm_medium=referral&utm_source=credit
[3] эмоции: http://www.braintools.ru/article/9540
[4] мозжечок: http://www.braintools.ru/parts-of-the-brain/cerebellum
[5] два полушария: http://www.braintools.ru/article/899
[6] Музыка : https://academic.oup.com/brain/article-abstract/129/10/2528/292982
[7] стимул: http://www.braintools.ru/article/5596
[8] эмоции: http://www.braintools.ru/article/9387
[9] память: http://www.braintools.ru/article/4140
[10] Мета‑анализ : https://doi.org/10.1371/journal.pone.0207213
[11] В другом обзоре : https://www.nature.com/articles/nrn2152
[12] слуха: http://www.braintools.ru/article/6251
[13] обзоре: https://www.kringelbach.org/papers/nrn_VuustKringelbach2022.pdf
[14] ошибку: http://www.braintools.ru/article/4192
[15] слуховую систему: http://www.braintools.ru/article/9239
[16] опыт: http://www.braintools.ru/article/6952
[17] мотивацию: http://www.braintools.ru/article/9537
[18] В другом исследовании: https://www.frontiersin.org/journals/neuroscience/articles/10.3389/fnins.2021.764342/full
[19] Мэтью Генри: https://www.shopify.com/stock-photos/@matthew_henry?utm_campaign=photo_credit&utm_content=Browse+Free+HD+Images+of+Ballet+Dancer+In+Tutu+On+Toes&utm_medium=referral&utm_source=credit
[20] Burst: https://www.shopify.com/stock-photos/dancing?utm_campaign=photo_credit&utm_content=Browse+Free+HD+Images+of+Ballet+Dancer+In+Tutu+On+Toes&utm_medium=referral&utm_source=credit
[21] мотивации: http://www.braintools.ru/article/9384
[22] объясняет: https://www.nature.com/articles/nn.2726
[23] Исследование: https://www.researchgate.net/publication/12378744_Changes_of_the_neurotransmitter_serotonin_but_not_of_hormones_during_short_time_music_perception
[24] исследовании: https://journals.sagepub.com/doi/pdf/10.1177/147470491201000403
[25] Исследование Л. Бернарди и коллег показывает: https://heart.bmj.com/content/92/4/445
[26] Исследование: https://www.frontiersin.org/journals/medicine/articles/10.3389/fmed.2024.1304349/full
[27] Райана Брюса: https://www.shopify.com/stock-photos/@ryanbruce?utm_campaign=photo_credit&utm_content=Free+Stock+Photo+of+Antique+Stereo+Tuner+%E2%80%94+HD+Images&utm_medium=referral&utm_source=credit
[28] Burst: https://www.shopify.com/stock-photos/vintage?utm_campaign=photo_credit&utm_content=Free+Stock+Photo+of+Antique+Stereo+Tuner+%E2%80%94+HD+Images&utm_medium=referral&utm_source=credit
[29] Исследовательская работа: https://www.frontiersin.org/journals/psychology/articles/10.3389/fpsyg.2020.00074/full
[30] стресса: http://www.braintools.ru/article/9548
[31] Систематический обзор: https://www.tandfonline.com/doi/pdf/10.1080/17437199.2020.1846580
[32] стресса: http://www.braintools.ru/article/9041
[33] концентрацию внимания: http://www.braintools.ru/article/4384
[34] Источник: https://habr.com/ru/companies/beget/articles/971040/?utm_source=habrahabr&utm_medium=rss&utm_campaign=971040
Нажмите здесь для печати.