- BrainTools - https://www.braintools.ru -

Методики. Авторские методики. Франц Лёзер. Концентрация.

Элиминирование

Одновременно с вниманием [1] к существенному в рамках концентрации происходит игнорирование, элиминирование, несущественного. Элиминирование – это обратная сторона внимания. При элиминировании познавательный процесс отвлекается от воспринятой несущественной информации, которая поэтому не подвергается обработке со стороны сознания. В результате память [2] не перегружается, остается свободной для существенной информации и внимание может без помех сосредоточиваться на ней.

Обычно элиминирование несущественной информации происходит совершенно стихийно: мы просто не замечаем ее. Но нередко она мешает нам, и мы не знаем, как от нее избавиться. Мы часто подвергаемся различного рода мешающим воздействиям, таким, как шум, отвлекающие факторы и т.п., которые навязывают несущественную информацию. В результате внимание снижается, концентрация уменьшается и запоминание [3] ухудшается. Осознанное использование механизма элиминирования может оказать в таких случаях решающую помощь. Но как этого добиться?

Элиминировать – это значит исключать воспринятую несущественную информацию путем отказа от ее запоминания и повторения [4], а также путем ее отбрасывания. Отсюда следует, что процесс элиминирования состоит из двух взаимосвязанных фаз.

Первая фаза – воспринятая информация отвергается, не закрепляется в памяти, иначе говоря, она не должна ни запечатлеваться, ни мысленно повторяться (см. гл. 7 и 8). Вторая фаза – воспринятая несущественная информация как можно быстрее (в течение не более 20 секунд) отбрасывается, то есть вытесняется из памяти. Для этой цели память располагает превосходным механизмом, действие которого вам наверняка приходилось наблюдать. Приведем пример. Допустим, вы нашли в абонентной книге номер телефона и собираетесь позвонить, но в этот момент кто-то отвлек вас, задав вопрос. Ответив, вы хотите набрать номер и вдруг обнаруживаете, что он исчез из памяти. Вы огорчены своей, как вы полагаете, плохой памятью. Однако для беспокойства нет оснований. Вы не страдаете забывчивостью. Ваша реакция [5] была вполне нормальной.

Исследования показывают, что за время от 50 миллисекунд до полусекунды может быть воспринято не более 4 различных сообщений, если они получены одновременно. Если же информация поступает последовательно в быстром темпе, то может быть воспринято до 5-9 сообщений. Номер телефона, состоящий более чем из 5-9 цифр, запомнить очень трудно или даже невозможно, если не принять специальных мер, например, многократно повторить его. Если сразу после восприятия [6] 5-9-значного номера, который до этого не был закреплен в памяти, воспринять какую-либо другую информацию, то последняя вытеснит его. Он через несколько секунд безвозвратно потеряется для памяти.

Испытайте на себе действие механизма отбрасывания. Быстро прочитайте следующий ряд чисел, не запоминая их:

628472578894503145935732587983548612976489

Дойдя до конца ряда, вы, скорее всего, сможете припомнить [7] не более 5-9 последних цифр. Предшествующие цифры были вытеснены из памяти последующими и таким образом отброшены. Для памяти они потеряны навсегда. Это значит, что в будущем вы никогда не сможете их вспомнить.

Функция механизма отбрасывания состоит в том, чтобы вытеснять несущественную информацию и тем самым освобождать место для новой, существенной. Поскольку несущественная информация не запечатлевается и не повторяется, а новая информация активно воспринимается, первая не может закрепиться и неизбежно вытесняется из памяти. Благодаря этому внимание получает возможность относительно свободно концентрироваться на существенной информации. Итак, чтобы добиться высокой концентрации, необходимо научиться сознательно управлять механизмом концентрации и элиминирования. Я попытаюсь дать ряд советов, которые помогут вам в этом.


Сайт-источник BrainTools: https://www.braintools.ru

Путь до страницы источника: https://www.braintools.ru/article/247

URLs in this post:

[1] вниманием: http://www.braintools.ru/article/7595

[2] память: http://www.braintools.ru/article/4140

[3] запоминание: http://www.braintools.ru/article/722

[4] повторения: http://www.braintools.ru/article/4012

[5] реакция: http://www.braintools.ru/article/1549

[6] восприятия: http://www.braintools.ru/article/7534

[7] припомнить: http://www.braintools.ru/article/353

www.BrainTools.ru

Rambler's Top100