- BrainTools - https://www.braintools.ru -

Информация. Подборка из книг. Память и треугольник судьбы. Станислав Мюллер.. Часть 1. Как в 2 раза улучшить память за 45 минут или введение в голографическую память.

Понятие линии времени

Гениальный учёный двадцатого века Георгий Лозанов, исследуя феномен гипермнезии в раджа-йоге, выяснил, что умение некоторых индийских йогов по нескольку часов и суток наизусть рассказывать строки из Упанишад, не ошибаясь и не повторяясь, объясняется не долгим зазубриванием, а умением входить в особое состояние, в котором они могут свободно обращаться практически к любой информации, которую сознательно запоминали.

Интересно, что само понятие «сознательного запоминания» у нас с ними, мягко говоря, не совпадает.

Западный человек, чтобы запомнить что-либо, или много раз это повторяет, или ищет логические закономерности, помогающие пониманию и способствующие запоминанию [1].

Йоги, способности которых исследовал Лозанов, для запоминания информации просто входят в особое состояние очень высокой концентрации внимания [2], используя ментальные и дыхательные практики. И всё. Впрочем, возможно, не всё, а точнее, всего лишь все, что мы об этом знаем. Мы говорим: «всего лишь входят в состояние высокой концентрации внимания». И даже не подозреваем, какая огромная разница между нашим состоянием концентрации внимания [3], которое кажется для нас естественным и которое мы никоим образом не тренировали и тренировать вроде бы не собираемся, и состоянием концентрации индийских йогов, которые потратили на достижение высочайших степеней концентрации несколько лет длительных ежедневных тренировок.

Я не призываю к ежедневным часовым медитациям, но для нас стало очевидным: умение концентрироваться можно и нужно развивать даже при сегодняшнем стремительном ритме жизни. Тем более, что большинство людей только думают, что они могут управлять своим вниманием. На самом деле можно сказать обратное: внимание управляет ими.

Одна из особенностей технологии – “включение” голограммы всегда совмещается (или совпадает) с упражнением на высокую концентрацию внимания [2]. Очень важно, особенно на начальном этапе освоения метода, всегда перед включением голограммы выполнять упражнение №1 на концентрацию внимания. После 10 – 20 раз высокая концентрация закрепится подобно якорю и будет включаться всякий раз при активизации голограммы памяти [4]. В отличие от многих других техник всё получается как бы само собой, по ходу выполнения совершенно необременительных упражнений.

Всем желающим очень быстро развить свою память с помощью этой техники я могу обрисовать два крайних полюса в овладении этой в общем-то очень простой методикой.

Одна крайность – никаких упражнений с тренажёрами, просто выполнять упражнения по конкретному алгоритму усвоения голографической памяти [5]. Выполняя только их, вы можете свободно улучшить свою память за очень короткое время в среднем в полтора – два – три раза.

Другая крайность – последовательное выполнение всех предлагаемых упражнений в полном объёме и с ведением дневника. Это, конечно, займёт больше времени, но при этом  и результат будет уникальным, далеко выходящим за пределы обычного улучшения памяти.

А те из читателей, которые предпочитают не бросаться в крайности, скорее всего, выберут нечто среднее, выполняя развивающие упражнения при наличии свободного времени.

Перед тем как немедленно браться за выполнение того или иного упражнения, я советую хотя бы дочитать очередную главу до конца. Зачем? Пояснения и уточнения по поводу правильного и более эффективного выполнения некоторых упражнений даются как до, так и после описания этих упражнений, а тонкости техники рассыпаны по всей книге.

Ещё пару слов о пользе высокой концентрации. Когда в 2003 году я проходил в Москве переподготовку по самым современным методам развития памяти, И. Ю. Матюгин рассказал о феномене высокой концентрации при запоминании иностранных слов с использованием метода ФИКСАЦИИ. Оказывается, достаточно 10 секунд неотрывно смотреть на слово и перевод, ни о чём при этом не думая, и слово с переводом очень прочно закрепляется в памяти. Для большинства людей этот метод неприменим, потому что у каждого человека в голове постоянно толкутся разные мысли – о пиве, о косметике, о женщинах, о мужчинах. В результате следы в памяти стираются, не успев должным образом закрепиться.

При проведении экспериментальных тренингов “добровольцами” были студенты, прошедшие у меня курс “сверхобучаемость”, что позволяло им практически мгновенно входить в состояние очень высокой концентрации. Но в обычной практике подачи голографической памяти требовалось найти другой простой алгоритм управления вниманием для успешного овладения этой техникой, поскольку я не мог давать всем параллельно с памятью ещё и навык сверхобучаемости.

Как только чётко сформировался вопрос – пришёл и ответ. Как нельзя кстати пришлись практические занятия, которые проводил у нас на факультете, когда я ещё учился на психолога, Фиргат Зарипович Кабиров. Профессионал своего дела, он виртуозно преподносил как простые, так и сложные методики, добиваясь полного понимания их студентами.

Во время одного из таких семинаров, когда давались игры из гештальттерапии, я сразу же ухватился за технику “осознания себя”:

– Вероятно, при использовании этого упражнения всё намного лучше усваивается при обучении [6] и легче запоминается?
– Естественно. И не только…

После этого проблема повышения концентрации внимания для курса голографической памяти была решена. Я стал давать технику осознания в каждой группе. А на страницах этого руководства она обозначена как “упражнение № 1 для быстрого достижения высокого уровня концентрации”.

Почему № 1? С развитием голографической памяти появляются всё новые упражнения, основанные непосредственно на эффекте голограммы разума, позволяющие намного сильнее концентрироваться. А сейчас я предлагаю перейти к азбуке управления вниманием.

  • Упражнение № 1 на быстрое достижение высокого уровня концентрации из гештальттерапии:

Удобно расположитесь в кресле или на стуле. Спина прямая, взгляд – прямо перед собой, дыхание [7] ровное, свободное. Постарайтесь просто и безоценочно воспринимать всё, что вы при этом видите. Спустя примерно 1–2 минуты, после того, как вы рассмотрите всё, что видите перед собой, переведите внимание внутрь своего тела. Мысленно безоценочно пройдите фокусом своего внимания от макушки головы до кончиков пальцев на ногах. Необходимо прочувствовать все телесные ощущения. Это может быть одежда, ремень, который слегка давит в поясе, урчание в животе и т. д.

После этого простого упражнения большая часть ненужных мыслей покинет вашу голову. Можете повторить всё упражнение ещё раз, чтобы лучше освободиться от мешающих мыслей.

Вернёмся к йогам. Ещё одной важной составляющей раджа-йоги, которую исследовал Г. Лозанов, является постулат о том, что память находится не в мозге [8]. Вся информация просто хранится во вселенной. И для того чтобы получить к ней доступ, необходимо войти в особое состояние высокой концентрации внимания.

Голографическая память – это естественная человеческая память, абсолютно вся информация, которую человек получил в течение жизни. Воспринимается это в виде голографических образов, которые могут быть либо ярче, либо тусклее. Только небольшая часть голограмм хорошо включается в нашей памяти, а большая требует особых навыков.

Ещё одно упражнение, которое я рекомендую выполнить, если возникнут трудности с нахождением исходной линии зрительных воспоминаний – перевод психики в зрительный режим.

  • Сядьте прямо, голова слегка откинута назад, взгляд вверх (влево – вверх), дыхание ровное поверхностное, верхней частью лёгких – ключицами. Конечно, при условии, что вы сможете так дышать, не испытывая большого дискомфорта.

При освоении практики нахождения зрительной (а также телесной, звуковой и других) линии времени люди замечают, что воспоминания о разных событиях часто воспринимаются ими в разных местах в пространстве вокруг них. Или внутри них.

На презентациях или лекциях о голографической памяти я предлагаю аудитории сосредоточиться и вспомнить что-то, что было 3 или 4 часа назад. И рассмотреть, где воспринимается картинка этого воспоминания. С первого раза далеко не всем удаётся определить, что зрительное воспоминание может восприниматься как некое изображение на плоскости, к примеру, в 30 сантиметрах перед лицом.

Но уже когда я предлагаю вспомнить что-либо из вчерашнего дня, гораздо больше людей замечают, что это воспоминание они воспринимают в другом месте, по сравнению с предыдущим. Я предлагаю желающим в свободное время поэкспериментировать и найти, где они воспринимают воспоминания о том, что было неделю, месяц, год, 9 лет назад.

Если соединить центры этих картинок между собой в хронологической последовательности, то мы сможем заметить, что наши воспоминания выстраиваются в определённую траекторию, которая и носит название линии времени.

В практиках NLP существуют 2 подхода к работе с линией времени. Некоторые авторы предлагают работать с исходной конфигурацией линии времени, другие предлагают выстроить её в удобное для использования положение.

Для развития голографической памяти работа с исходной конфигурацией линии времени не имеет смысла, так как мы выяснили, что у человека на уровне сознания существуют как минимум 9 линий времени, а не одна, как это утверждается в NLP. И почти у всех людей эти линии в пространстве располагаются по разным конфигурациям.

Фактически, каждому виду ощущений соответствует своя линия времени: – зрительная, тактильная, звуковая, обонятельная, вкусовая, восприятия [9] времени и другие. И  даже простое соединение двух линий времени в одну уже само по себе способно улучшить память.

Существует несколько способов нахождения линии времени. При овладении навыком голографической памяти я рекомендую совместить два упражнения в одно: нахождение исходной линии времени и выстраивание её в новой, удобной для работы памяти и сознания конфигурации.

Хотя понятие «линия» обычно подразумевает прямую, линия времени может иметь любой вид и размер. Она может представлять собой спираль, ломаную, кривую. Вид линии времени индивидуален. Каждый по-своему хранит свои воспоминания.


Сайт-источник BrainTools: https://www.braintools.ru

Путь до страницы источника: https://www.braintools.ru/article/3916

URLs in this post:

[1] запоминанию: http://www.braintools.ru/article/722

[2] концентрации внимания: http://www.braintools.ru/article/4384

[3] внимания: http://www.braintools.ru/article/7595

[4] памяти: http://www.braintools.ru/article/4140

[5] голографической памяти: http://www.braintools.ru/article/4048

[6] обучении: http://www.braintools.ru/article/5125

[7] дыхание: http://www.braintools.ru/article/4500

[8] мозге: http://www.braintools.ru/parts-of-the-brain

[9] восприятия: http://www.braintools.ru/article/7534

www.BrainTools.ru

Rambler's Top100