- BrainTools - https://www.braintools.ru -

Информация. Подборка из книг. Суперпамять или как запомнить, чтобы вспомнить? Васильева Е. Е. Васильев В.Ю..

Ознакомление с материалом

Итак, пункт 1.Просмотреть, ознакомиться с материалом в общих чертах”.

(Под словом “материал” мы имеем в виду тексты, книги,  таблицы, различные списки и т.п.)

Предварительное знакомство с материалом необходимо, т.к. запоминание [1] – это умственный процесс, который должен планироваться и организовываться. А чтобы спланировать, нужно заранее знать, с чем имеем дело. Предварительный просмотр можно рассматривать как прогноз, умственную разминку перед запоминанием.

Начнем с текстов. Предварительный просмотр текста означает, что предназначенный для запоминания текст перед началом чтения  бегло просматривается (не читая!) только один раз и оценивается. Бегло просмотрите текст, как сможете, и не огорчайтесь, если вы “мало” что поняли. Достаточно понять всего десятую часть, чтобы ответить на вопрос: “Нужно ли вообще его читать?”  Если вы хотите подробнее узнать о просмотровом чтении и овладеть этим навыком, то мы рекомендуем пройти курсы “Скорочтение”.

Предварительный просмотр помогает решить: нужно ли читать текст или нет. Если решили читать, то определить с какой целью: ознакомиться в общих чертах, пересказать своими словами близко к тексту, выучить дословно, поверхностно просмотреть текст, прочитав лишь отдельные части, отыскать необходимый раздел и прочитать этот раздел выборочно, или бегло отыскать нужные факты и мысли. В соответствии с поставленной целью нужно выбрать конкретную стратегию чтения и “проработать” книгу запланированным образом. Определив цель чтения, вы сможете так же решить читать текст целиком или только его отдельные  части. Предварительный просмотр  поможет вам определить, когда целесообразнее всего читать данный текст. Сколько времени потребуется для его прочтения? Как читать: можно ли прерываться или нужно прочитать “на одном дыхании”? Надо ли его читать в первую очередь или можно отложить на время? И, наконец, вы сможете решить, каким образом следует читать данный текст, т.е. нужно его читать быстро или медленно, есть ли необходимость прочитать его различные части с неодинаковой скоростью. Ответы на эти вопросы помогут четко определить цель чтения намеченного текста.

Читатель пытается в общих чертах изучить характер и содержание текста, который он выбрал. Он думает о том, как использовать имеющиеся знания и опыт [2] для того, чтобы по возможности быстрее воспринять и понять выбранный материал. Для этого нужно читать не пассивно, а активно, т. е. нужно не просто воспринимать мысли автора, а активно стремиться их понять.

Смысл активного чтения состоит в том, чтобы самому себе задавать вопросы. Это в известной мере  активизирует творческое мышление [3], способствует возникновению идей и мобилизации уже имеющихся знаний. Такое активное чтение нужно начинать с того, чтобы спросить себя: какова цель текста и как автор подходит к ее решению? Какие моменты в информации окажутся наиболее важными? Какие уже имеющиеся знания могут помочь лучше понять текст? Ценность активного чтения состоит, прежде всего, в том, что читатель полностью настраивается на текст и сосредотачивается, а также использует уже имеющиеся знания для лучшего понимания текста. Все это приводит к более глубокому и основательному чтению.

Этапы предварительного просмотра:

1 этап: прочитать заглавие текста, имя автора и выходные данные (место и год издания, название издательства). По этим данным можно судить об общем характере и о цели каждого конкретного текста.

2 этап: прочитать заголовки. Они обычно показывают основной ход мысли и построение текста. Часто бывает достаточно прочитать подзаголовки, чтобы понять, какую задачу поставил перед собой автор. В книге следует просматривать оглавление.

3 этап: внимательно ознакомиться с наглядным материалом (иллюстрациями, диаграммами, рисунками, графиками и т.п.) Подобные визуальные средства создают легко запоминающуюся и живую картину содержания, и позволяют быстро понять изложенный материал.

4 этап: быстро перелистать страницы и обратить внимание [4] на длину абзацев. Известно, что в каждом абзаце любого текста содержится только одна главная мысль. Иначе автор не разделил бы текст на абзацы именно таким образом. Принято считать, что наличие большого числа коротких абзацев является выражением многих идей и относительно малого количества подробностей. В длинных абзацах, количество которых в тексте не так велико, содержится относительно немного идей, которые, однако, излагаются более детально. Конечно, это простое правило имеет исключения, но все же оно, несомненно, является ценным для нас.

5 этап: прочитать первое и последнее предложения первого и последнего абзаца текста. Если речь идет о книге, то прочитайте первую и последнюю главы, затем первые и последние предложения остальных глав. Это связано с тем, что именно из этих частей текста можно почерпнуть больше информации, чем при бессистемном просматривании материала. Известно, что из всего объема материала, который нужно изучить, от 55 до 85% приходится на абзацы, содержащие объяснение проблемы, причем основная идея обычно выражена в одном ключевом предложении. В 60-90% таких абзацев ключевое предложение стоит вначале. Конец абзаца также заслуживает нашего пристального внимания. В то время как ключевое предложение содержит главную мысль, последнее – повторяет или резюмирует ее.

6 этап: нужно определить, сколько времени будет длиться чтение текста. Для этого подсчитайте количество слов в нескольких строках различных частей текста и вычислите среднее количество слов в строке. Умножьте это число на количество строчек на странице. Если вы определите общее количество слов в тексте, то сможете установить, сколько времени вам понадобится для его изучения.

Итак, суммируем вышесказанное.

Предварительный просмотр текста:

  1. 1. заглавие, автор, выходные данные;
  2. 2. подзаголовки, оглавление, промежуточные заголовки;
  3. 3. рисунки, схемы, таблицы, указатель литературы;
  4. 4. объем статьи, величина абзацев;
  5. 5. первое и последнее предложения первого и последнего абзаца текста; если книга, то первую и последнюю главы, затем первые и последние предложения остальных глав;
  6. 6. приблизительное количество слов  и предполагаемое время чтения.

Рассмотренные в общих чертах этапы предварительного просмотра не должны восприниматься как догма, которой нужно следовать в любом случае. Так, нет смысла детально просматривать короткие тексты, например, тематика которых заранее известна, а также художественные тексты. В таком случае вполне достаточно бегло просмотреть заглавие, подзаголовки и сам текст. Подобный предварительный просмотр должен занять у вас  не более нескольких секунд.

Что же касается предварительного просмотра нетекстового материала (списков, таблиц, схем, графиков и т.п.), то нужно обратить внимание:

  1. на пространственное расположение, т.е. вертикальную и горизонтальную составляющие;
  2. из каких элементов состоит информация: цифры, абстрактные понятия, конкретные слова, иностранные слова, линии, геометрические фигуры, другие изображения;
  3. сосчитать количество единиц информации (т.е. каждого элемента в отдельности) горизонтальной и вертикальной последовательности.

Сайт-источник BrainTools: https://www.braintools.ru

Путь до страницы источника: https://www.braintools.ru/article/4224

URLs in this post:

[1] запоминание: http://www.braintools.ru/article/722

[2] опыт: http://www.braintools.ru/article/6952

[3] мышление: http://www.braintools.ru/thinking

[4] внимание: http://www.braintools.ru/article/7595

www.BrainTools.ru

Rambler's Top100