Методики. Авторские методики. В. Козаренко. Джордано. Вводные статьи.
Что нового в мнемотехнике
Если вы решили изучать технику запоминания[1] и выбрали Систему запоминания “Джордано”, то вы сделали правильный выбор. Система запоминания “Джордано” содержит максимально полную информацию о памяти[2] и способах запоминания.
Несколько слов о Системе запоминания “Джордано”
До 1990 года мнемотехника[3] существовала в виде разрозненных приемов, не имела теоретической базы, не объясняла механизмов памяти, книги о тренировке памяти описывали низкоэффективные приемы и содержали большое количество методических ошибок. Системы запоминания 16-го века были “системами Знаний” (что-то вроде энциклопедий), но не системами мнемотехники. Мнемотехника (как целостная система, как учебная дисциплина) ранее не существовала, о чем совершенно справедливо писал в книге “О памяти и мнемонике, 1903 г.” профессор Г.Челпанов, основатель и директор Московского психологического института (1912-1923). Вы лично можете убедиться в этом, просмотрев литературу о памяти и о мнемонике на этом сайте, а также на других сайтах (по ссылкам).
Система запоминания “Джордано”, созданная в 1990 году – это первая мнемоническая система запоминания, имеющая теоретическое обоснование, собственный понятийный аппарат, унифицированный набор приемов запоминания, систему оценки сформированного в процессе обучения[4] навыка запоминания. Наличие теоретической базы позволяет анализировать приемы запоминания на предмет их эффективности. В Системе изменены формулировки некоторых психологических понятий; даже такое привычное понятие, как “кратковременная память”, в Системе отсутствует.
Самое главное в Системе запоминания “Джордано”
1. Это действительно Система запоминания, а не набор разрозненных приемов.
2. Система имеет всё необходимое для того, чтобы называться самостоятельной учебной дисциплиной. Методы запоминания гарантируют стопроцентную повторяемость результатов запоминания у разных людей.
3. В Системе запоминания “Джордано” объясняется механизм памяти человека и впервые дается теоретическое обоснование мнемотехники.
4. Из Системы “Джордано” исключены все низкоэффективные приемы запоминания, которые до сих пор кочуют по разным книгам о развитии памяти, авторы которых переписывают эти приемы из сомнительных книг о мнемонике столетней давности.
5. Система “Джордано” успешно выдержала проверку временем. Она существует с 1990 года, автор имеет большой опыт[5] преподавательской и методической работы: на очных курсах в Москве мнемотехнике обучены сотни людей. Система широко распространилась, курсы мнемотехники с использованием элементов Системы “Джордано” читаются в разных городах России. Десятки преподавателей прошли стажировку у автора Системы. Элементы Системы можно встретить в современной популярной литературе о мнемотехнике.
6. В Системе “Джордано” в качестве основного метода запоминания используется принципиально НОВАЯ ТЕХНИКА, которая ранее не описывалась в литературе о мнемонике: прием образования ассоциации[6] с выделением основы и элементов.
7. В Системе “Джордано” используются многоуровневые системы опорных образов[7], которые легко создаются из любых произвольных образов и могут достраиваться без ограничений по ходу запоминания информации.
8. Система “Джордано” не переписывает старые книги о мнемонике. Это совершенно новая Система, содержащая более ста новых понятий, гармонично включившая в себя ранее известные приемы запоминания.
Ниже вы можете ознакомиться с основными разделами Системы и с новыми понятиями, которые впервые введены в мнемотехнику в Системе запоминания “Джордано”.
Раздел Системы запоминания
Впервые введено в Системе “Джордано”
Теория памяти (двухкомпонентная модель памяти).
Разделены понятия “память” и “запоминание”.
Память – процесс образования связи между нервными клетками мозга[8].
Электрическая память[9] – процесс синхронизации электрической активности в группе одновременно работающих нервных клеток.
Схема образования электрической связи.
Временные характеристики электрической памяти.
Информация для мозга – связь между нервными клетками (резонансная или синаптическая).
Объясняется реакция[10] мозга на разные виды информации: образная, текстовая, знаковая.
Точная (знаковая) информация – информация, не вызывающая образного отклика в мозге.
Генерация информации – процесс создания информации по зафиксированным в мозге связям (припоминание[11]).
Каналы воссоздающего воображения: канал пространственных операторов, канал рефлекторного преобразования слов в образы.
Объясняется механизм понимания и запоминания речи.
Теория мнемотехники
Смысл запоминания – последовательное соединение элементов информации.
Информационное сообщение (информация) – группа взаимосвязанных простейших элементов.
Ассоциация – группа соединенных зрительных образов, обозначающих элементы одного информационного сообщения.
Основа ассоциации (большой образ) – главная часть информации.
Элементы ассоциации (средние образы) – другие части информации.
Основной способ запоминания в Системе “Джордано” – образование ассоциации с выделением основы и элементов.
Навык запоминания (коэффициент увеличения способности запоминания).
Объем запоминания – количество элементов, запомненных за один раз, без перерыва.
Основная мыслительная операция, включающая процесс память – операция “Соединение образов”.
Мыслительная операция “Выделение частей образа”.
Относительные размеры образов (большие, средние, маленькие).
Способ образования искусственной ассоциации.
Три способа соединения двух образов в воображении.
Фиксированные образные коды.
Правила обращения с образными кодами:
образные коды должны быть неизменяемыми;
образные коды не должны повторяться;
образные коды не могут быть основой ассоциации;
образные коды нельзя соединять между собой и др.
Как регулировать процесс запоминания.
Эффект стирания связей.
Эффект сворачивания ассоциативных цепочек.
Эффект первого образа.
Эффект непосредственного припоминания.
Четыре этапа запоминания:
кодирование;
запоминание (образование связи);
запоминание последовательности;
закрепление связей в мозге.
Многоуровневые системы опорных образов.
Блок опорных образов.
Блок информации (группа однотипных сведений).
Нумерация произвольных образов образными кодами.
Повторение[12] – процесс припоминания информации для её закрепления в мозге.
Изоляция образных кодов.
Контрольное припоминание.
Приемы, методы, техники запоминания – формулировки.
Разделены понятия “повторение” и “повторное восприятие”.
Приемы запоминания (методы, техники)
Метод наводящих ассоциаций
Кодирование в образы знаков
Фонетические образные коды
Выделение отличительного признака, функции отличительного признака.
Составная (комбинированная) основа ассоциации.
Метод сжатия информации (обозначение отрывка текста зрительным образом).
Способы соединения двух образов.
Образование ассоциации.
Соединение нескольких ассоциаций (формирование информационного блока).
Прием свободных ассоциаций.
Выделение частей образа.
Прием “Матрешка”.
Схема запоминание в алфавитном порядке.
Прием возврата.
Закрепленная последовательность образов.
Невидимые части образа.
Нумерация произвольных образов образными кодами.
Метод активного повторения:
просмотр опорных образов и основ ассоциаций;
повторение с полной расшифровкой;
повторение с прорисовкой и проговариванием.
Техника “Календарь”.
Техника ” Матрица”.
Техника запоминания лиц, фотографий, иллюстраций.
Схема (техника) запоминания текстовой информации.
Уровни точности запоминания текстов.
Разные способы запоминания названий, терминов, понятий.
Прием мысленной прорисовки.
Визуализация формул на чертеже.
Запоминание структуры (иерархии) понятий.
Схема (техника) запоминания иностранных слов.
Техника последовательного запоминания коротких фраз на русском или иностранном языках.
Запоминание названий на иллюстрациях.
Мнемоплан (образный конспект лекции).
Схемы формирования систем опорных образов
Многоуровневые системы опорных образов, составляемые путем комбинации 10 приемов запоминания последовательности.
Наиболее используемые схемы в Системе “Джордано”:
четырехуровневый блок опорных образов (для долговременного запоминания):
Методика проверки рефлекторного уровня запоминания (по скорости узнавания)
Контрольный тест в курсе “Ваша первая база данных” (проверка способности быстрого поиска информации в мозге без наводящих вопросов)
Нормативы скорости запоминания.
Методика составления контрольных работ по курсу “мнемотехника”, расчет времени запоминания и количества запоминаемых образов при запоминании разнородной информации.