- BrainTools - https://www.braintools.ru -

Информация. Подборка из книг. Эдвард Де Боно. Научите себя думать. Самоучитель по развитию мышления. К. Куда я хочу идти?.

Ограничения и модификации

Это довольно сложный момент.

«Я хочу подумать об отпуске».

Это кажется очень простым определением цели мышления [1]. Но так ли оно просто? Или за ним скрывается множество факторов и предположений?

Собирается ли человек думать о «любом» отпуске или только о том варианте, который подойдет ему по деньгам и по времени? Собирается ли он рассматривать в качестве варианта кругосветное путешествие на дорогом лайнере стоимостью 25 000 долларов и продолжительностью три месяца?

Следует ли нам рассматривать эти факторы как само собой разумеющиеся? В случае с отпуском будет нелишним предположить, что отпуск должен соответствовать денежным и временным возможностям того, кто о нем думает. Но данный вопрос гораздо глубже.

Должны ли мы считать ограничения и модификации частью процесса определения проблемы?

Должно ли правительство говорить: «Мы хотим найти пути увеличения доходов» или «Мы хотим найти такие пути увеличения доходов, которые не понизили бы наш рейтинг»?

Интересно, что эти модификации и ограничения должны присутствовать на любом из первых четырех этапов мышления.

1. Модификации и ограничения могут рассматриваться на этапе К [2], или цели. Здесь мы используем их как часть определения цели мышления.

«Я хочу подумать об отпуске в рамках моего бюджета и определенного отрезка времени».

Это очень похоже на письменные инструкции дизайнеру. Представьте, что дизайнеру сказали, что магазин, который ему необходимо спроектировать, должен соответствовать определенной сумме, создавать определенное впечатление [3], отвечать определенным строительным стандартам, быть смелым и оригинальным, обеспечивать широкий просмотр витрины, быть элегантным и т. д. Архитектору также выдадут письменные инструкции, по которым он должен работать. Как видите, нет ничего странного в том, чтобы ставить ограничения и модификации как часть определения цели мышления.

2. Иногда факторы и рассмотрение вступают на информационном уровне (этап УЧ [4]). На этом этапе мы ищем информацию, и здесь рассматриваются такие факторы, как бюджет, предпочтения и время. Именно на этом этапе дизайнер магазина оценивает различные материалы. В письменных инструкциях невозможно сказать, что «фасад должен быть из мрамора и стоить в пределах 30 тысяч долларов». Этап информации может показать, что это невозможно, так как здесь надо выбирать либо мрамор, либо стоимость. В таком случае дизайнеру пришлось бы вернуться к заказчику и попросить изменить инструкции.

Тот, кто думает об отпуске, на этом этапе может заняться ограничениями, связанными с бюджетом и временем.

3. Думая творчески, мы на начальном этапе не подключаем ограничители, а ищем идеи во всех направлениях. Когда идеи найдены, то на этапе ПРО [5] вступают ограничители и модификации, чтобы придать этим идеям форму и сделать их применимыми и практичными. И тот, кто думает об отпуске, может мечтать о кругосветном круизе, но потом он вынужден будет искать какие-то более дешевые поездки. Но если время и бюджет играют определенную роль при определении цели, тогда человек никогда не стал бы рассматривать круиз как возможный вариант. Использование ограничений и оценок только на этом этапе означает большую мыслительную работу. Здесь открываются новые идеи, но они еще не приобретают приемлемой формы.

4. Наконец, ограничения и модификации могут применяться на этапе ТАК.  Это этап, который обрабатывает результаты ПРО  (этапа возможностей) и придает ему форму, готовую к употреблению. Все суждения, модификации происходят на этой стадии. Таким образом, ограничители и модификаторы могут быть использованы как часть процесса оценки.

«Этот отпуск слишком дорогой. Надо отказаться от этой идеи».

«Этот отпуск требует больше времени, чем я могу себе позволить. Надо вычеркнуть этот вариант».

Желая, чтобы кто-нибудь купил вам красную ручку, вы скажете: «Пожалуйста, достаньте для меня красную ручку» или «Принесите мне все цветные ручки», — и когда вам их принесут, отвергнете все не красные? Кажется вполне очевидным, что первый метод с конкретизацией определенной потребности [6] гораздо более эффективен, чем второй, когда желание конкретизируется только при вынесении решения.

Однако здесь есть и другой аспект. Столкнувшись с большим выбором ручек, вы можете вдруг осознать, что вам хочется зеленую ручку, а не красную. И у вас никогда не появилось бы такой возможности, если бы вы изначально сказали, что хотите красную ручку.

Если нам понятно, что ограничения и модификации могут производиться на любом из первых четырех этапов мышления, то как поступать на практике?

Существуют определенные указания:

1. Если вас интересуют новые творческие идеи, тогда не используйте ограничители и модификаторы при определении цели.

2. Если вас не интересуют новые идеи или у вас нет на это времени, используйте ограничители и модификаторы при определении цели, но не переборщите.

3. Ограничители и модификаторы всегда должны быть доступны на этапе информации (этап УЧ). Вы должны внимательно их рассмотреть, если собираетесь их игнорировать на следующей стадии мышления. Не нужно совсем отметать их в сторону.

4. На этапе оценки ТАК  можно использовать ограничители и модификаторы, чтобы получить в результате практичную идею. В то же время вы должны спросить себя, действительно ли они настолько важны для вас на этом этапе?


Сайт-источник BrainTools: https://www.braintools.ru

Путь до страницы источника: https://www.braintools.ru/article/8538

URLs in this post:

[1] мышления: http://www.braintools.ru/thinking

[2] этапе К: http://www.braintools.ru/article/8528

[3] впечатление: http://www.braintools.ru/article/2012

[4] этап УЧ: http://www.braintools.ru/article/8611

[5] этапе ПРО: http://www.braintools.ru/article/8636

[6] потребности: http://www.braintools.ru/article/9534

www.BrainTools.ru

Rambler's Top100