- BrainTools - https://www.braintools.ru -

Информация. Механизмы бодрствования и сна.

Значение сна

  1. Сон [1] обеспечивает отдых организма. В экспериментах М.М.Манассеиной (1892) было показано, что лишенные сна [2] взрослые собаки погибали на 12-21-й день. Лише­ние сна щенков приводило их к гибели через 4-6 дней. Депривация сна человека в течение 116 ч сопровождалась нарушением поведения [3], повышением раздражительности, психическими расстройствами. Более значительно меняется поведение [4] человека при лишении его медленного сна [5]: возникает повышенная возбудимость [6] (развязность).
  2. Сон играет важную роль в процессах метаболизма. Полагают, что медленный сон способствует восстановлению внутренних органов, поскольку через гипоталамус [7] либерины воздействуют на гипофиз, способствуя освобождению гормона роста (ГР), который уча­ствует в биосинтезе белков в периферических тканях. Напротив, парадоксальный сон восстанавливает пластические свойства нейронов головного мозга, усиливает процессы в клетках нейроглии [8], которые обеспечивают нейроны [9] питательными веществами и кислородом. По мнению Е.Хартмана, мало спящие люди хорошо при­способлены к жизни, обычно игнорируют психологические проблемы. Долго спящие люди обременены конфликтами и более разносторонни в своих интересах. Предполагают, что потребность [10] в медленном сне для всех относительно одинакова, а потребность в парадоксальном сне различна.
  3. Сон способствует переработке и запоминанию информации. По мнению Ф. Крика, во время парадоксального сна из памяти [11] исключается  вся  второстепенная  информация, т. е.  происходит процесс реверсивного обучения. Предлагались различные устройства и методики, якобы дающие людям возможность, не прикладывая  усилий,   обучаться   во   сне.   К  сожалению,   информация, предъявляемая во время сна, не запоминается, если только на ЭЭГ во время или после этого не появляется а-ритм (т. е. если человек не просыпается). Как уже говорилось, извсех проявлений актив­ности мозга во время сна запоминается лишь последнее сновиде­ние. В то же время сон облегчает закрепление изученного материала. Если какая-то информация заучивается непосредственно перед засыпанием, то спустя 8 ч. она вспоминается лучше.
  4. Биологическое значение сна связано с приспособлением к изменению освещенности  (день – ночь).  Организм способен заранее приспособиться к ожидаемому воздействию внешнего мира, активность всех систем снижается в определенные часы согласно режиму труда и отдыха. К моменту пробуждения и в начале бодрствования активность органов и систем возрастает и соответствует уровню поведенческих реакций.

Переход от бодрствования ко сну предполагает два возможных пути. Прежде всего не исключено, что механизмы, поддерживаю­щие бодрствующее состояние, постепенно «утомляются». В соот­ветствии с такой точкой зрения [12] сон – это пассивное явление, след­ствие снижения уровня бодрствования. Однако не исключено и активное торможение обеспечивающих бодрствование механизмов. Важную роль в регуляции цикла сон – бодрствование играет рети­кулярная формация ствола мозга [13], где находится множество диффузно расположенных нейронов, аксоны которых идут почти ко всем областям головного мозга, за исключением новой коры (неокортекса). Ее роль в цикле сон – бодрствование была исследо­вана в конце 40-х годов Г.Моруцци и Н.Мэгуном. Они обнаружи­ли, что высокочастотное электрическое раздражение этой структу­ры у спящих кошек приводит к их мгновенному пробуждению. И напротив, повреждения ретикулярной формации [14] вызывают постоянный сон, напоминающий кому; перерезка же только сенсорных трактов, проходящих через ствол мозга [15], такого эффекта не дает.


Сайт-источник BrainTools: https://www.braintools.ru

Путь до страницы источника: https://www.braintools.ru/article/9147

URLs in this post:

[1] Сон: http://www.braintools.ru/article/9809

[2] сна: http://www.braintools.ru/article/9150

[3] поведения: http://www.braintools.ru/article/9372

[4] поведение: http://www.braintools.ru/article/5593

[5] медленного сна: http://www.braintools.ru/article/9816

[6] возбудимость: http://www.braintools.ru/article/9158

[7] гипоталамус: http://www.braintools.ru/article/3360

[8] нейроглии: http://www.braintools.ru/article/6015

[9] нейроны: http://www.braintools.ru/article/9161

[10] потребность: http://www.braintools.ru/article/9534

[11] памяти: http://www.braintools.ru/article/4140

[12] зрения: http://www.braintools.ru/article/6238

[13] ствола мозга: http://www.braintools.ru/parts-of-the-brain/brainstem

[14] ретикулярной формации: http://www.braintools.ru/article/9222

[15] ствол мозга: http://www.braintools.ru/article/3355

www.BrainTools.ru

Rambler's Top100