- BrainTools - https://www.braintools.ru -
Салют! Ребята, вы оказались на странице с моим первым постом для блога на habr, рада вас приветствовать и пригласить к обсуждению одной из самых волнующих тем – мотивации [1]. Предлагаю вам попробовать разобраться с тем, как она работает, что там происходит у нас в мозге, откуда она берется, когда мы идем к своим целям – в карьере, в спортивных достижениях, в личных проектах.

Мотивация [2] – абстрактное название для вполне себе реальных механизмов, запускаемых структурами нашего мозга, в зависимости от множества обстоятельств и факторов.
Что вас ждет в статье:
Мы подробно рассмотрим биологическую теорию мотивации, предложенную Джеффри Греем (британский психолог исследователь, 1934). Эта теория применяется в диагностике и лечении тревожных расстройств, депрессий и других психопатологий, а также в разработке методов мотивации и управления в образовании и бизнесе.
Поговорим о методе Карвера и Уайта, который помогает определить, что именно нас мотивирует, и как это знание можно применить в повседневной жизни.
Я предложу вам бота для удобного прохождения этого опроса,
И в конце концов поделюсь рекомендациями, основанными на теории.
Итак, погнали.
Когда мы видим четкую цель в обозримом будущем, никаких вопросов к мотивации нет – протяни руку и вот она, достигнута. Но что делать, если цель не так то близко, для ее достижения придется собрать волю в кулак и сконцентрироваться, в то время как вокруг тебя – куча соблазнов и искушений. М? Как сопротивляться прокрастинации, висящей над нами Дамокловым мечом? Логичное заключение, чем сильнее мы стремимся к цели, тем проще нам жертвовать какими-то сиюминутными удовольствиями – мы помним о награде и она нас драйвит, двигает нас вперед! А что там происходит на бэкенде (ну, т.е. в мозге)?
Здесь в игру вступает опер группа из структур мозга:
Гипоталамус [3] – “штучка”, которая участвует в системе вознаграждения и отвечает за выделение дофамина. Что такое дофамин – мы с вами наверняка все знаем, это нейромедиатор, гормон удовольсвия.
Миндалевидное тело – структура, которая имеет непосредственное отношение к лимбической системе, этакая тревожная кнопка. Оценивая полученные сигналы по шкале угроза или удовольствие, она спускает команду дальше, классифицируя чувство, которое необходимо формировать.
Префронтальная кора – главный стратег в мозге. Она отвечает за механику, позволяющую нам составлять планы, принимать решения, контролировать их выполнение, удерживаться от соблазна быстрых удовольствй на пути к цели.
Стимулы
Википедия говорит, что стимул [4] – это сильный побудительный момент; внутренний или внешний фактор, вызывающий реакцию [5], действие. Но стимулы бывают разными – Женя, например, представляет как он переезжает в собственную квартиру, Сашка – как шеф вручает ему кубок “лучший программист года”, а Никита торопится закончить задачу в срок, чтобы его не уволили. Это же разные вещи, правда? И то, какой из стимулов для нас актуален, зависит от того, какая структура активировалась в данный момент.
Джеффри Грей (1934-2004), британский ученый, предложил разделить людей на два типа – группу ориентированную на положительные стимулы (behavior activation system), то есть тех, кто мотивирован поощрением и вознаграждением, и группу, ориентированную на отрицательные стимулы (behavioral inhibition system) – людей, которые боятся наказания, неудачи, порицания или потери статуса.
Вот тут то всё и становится на свои места для Жени, Саши и Никиты, и, кажется, для нас с вами. Кому то важны внешние поощрения – деньги, награды, карьерные достижения, в то время как другие более важное значение имеет избегание негативных последствий – страх [6] потерять работу или разочаровать близких.
Понимание того, какой тип мотивации преобладает в вашем случае, может стать ключевым моментов в успешной настройке на достижения.
Бот
Итак, вот и время для бота. Друзья, приглашаю вас пройти опрос, для вашего удобства я запрограммировала его в телеграм бота https://t.me/sigal_motivation_bot [7] или вы можете найти его на просторах интернета самостоятельно и подсчитать результаты.
Рекомендации, которые к нему даются весьма простые – перед вами список утверждений, и вам нужно выбрать, согласны ли вы с каждым из них или нет. Необходимо оценивать утверждения по шкале от 1 (не согласен) до 4(полностью согласен) и выбрать вариант, который наиболее точно отражает ваше мнение. Нельзя пропускать вопросы и отвечать нужно максимально честно. Не стоит пытаться выстраивать один контекст – быть последовательным в ответах, главное — быть искренним в каждой точке времени.
BAS: Реактивность на стимулы награды – высокие баллы в этой шкале означают, что вы склонны руководствоваться благами, которые влечет за собой достижение определенной цели. Вас мотивирует позитивное подкрепление [8], вам важно получать поощрение в том числе и из вне: ваши старания должны быть замечены и вознаграждены.
BAS: Настойчивость – категория для тех, кого драйвят трудности и препятствия.
BAS: Поиск развлечений, категория людей, которыми движет стремлении к новым впечатлениям [9] и удовольствиям. Такие люди часто действуют импульсивно, в поисках ярких эмоций [10] и острых ощущений, и могут легко поддаться соблазну отвлечься на быстрые удовольствия.
BIS – оценка чувствительности к негативным стимулам. Избегание неприятных ситуаций, стресса [11] и опасности для этой категории важнее, чем стремление к положительным эмоциям.
Если вы прошли тест и узнали, что преобладаете в одной из категорий (BAS или BIS), то стоит использовать эти знания, чтобы повысить свою мотивацию и эффективность, особенно на работе.

Награды:
Маленькие награды отлично работают.
Пример: Вычеркнув последнее дело из вашего to do листа, можно смело вознаградить себя прогулкой за любимым напитком.
Четкие цели и результаты:
Используйте методику SMART (конкретные, измеримые, достижимые, реалистичные и временные цели). Например, я попросила чатгпт преобразовать цель «улучшить ситуацию с багами» в соответствии с методикой SMARTи получилось: «Уменьшить количество критичных багов в продукте на 30% за месяц (с 50 до 35) путем улучшения процессов тестирования и усиления внимания к приоритетным ошибкам». А дальше, эту цель можно разделить на более мелкие:
Разобраться в том, как выстроены процессы в тестировании, и что идет не так
Поработать с приоритетами ошибок
Проверить эффективность подхода на предстоящих релизах, итерационно внося изменения по улучшению
Отслеживать прогресс и корректировать систему по необходимости, исходя из получаемых результатов.
Веселые старты:
Можно добавить элемент игры и создать соревновательную среду, например, таблицу достижений, где команда может отмечать успехи каждого. В результате цикл будет заканчиваться тем, чтобы оценить вклад участников и выразить признание и благодарность.
Поощрения от окружающих:
Регулярно делитесь своими успехами с коллегами. Например, в конце дня отправляйте небольшое сообщение о том, что вы достигли, или попросите коллег похвалить вас за выполненную задачу. Это может быть, например, обмен позитивными отзывами или просто публичное признание на командных встречах

Создаем план “Б”:
Как люди, ориентированные на то, чтобы “кабы чего не вышло” – нам будет спокойнее, если мы заранее подумаем о возможных исходах, а также приготовимся к ним. Возникли трудности? Отлично, у вас есть запас времени и вообще план “Б”. Согласитесь, с таким подходом мы чувствуем себя гораздо более уверенно.
пример: Вы работаете над важной презентацией, и на случай выступления у вас заготовлено заранее несколько вариантов (например, если не откроется keynote, ХОБА – у вас в почте, telegram и на флешке еще и ppxt и pdf).
Большая задача – маленькие шаги:
Если мы видим какую-то неприступную задачу, мы в ужасе готовы бежать, прятаться и прокростинировать до конца веков. А что если поделить задачу на маленькие атомарные куски, у которых видно и начало и конец? Таким образом вы точно снизите психологическое давление от работы, а ощущение дофамина от этапа к [12] этапу, как топливо, будет двигать вас вперед.
пример: Если вы работаете над большим отчетом, можно, конечно, просто открыть документ в word и … встать в ступор. Наш выбор – написать to-do list с этапами – «исследование темы», «сбор материалов», «анализ», «структура документа», “написать введение” и так далее. Заканчиваем каждый этап и отмечаем свой успех! Ура.
Стрессом [13] можно управлять:
Как адепт маленьких перерывов, мне хочется рекомендовать их и вам.
пример: есть классная практика – дыхание 4-7-8. Вдох на 4 счета, задержка дыхания на 7 и выдох на 8. Таким образом вы воздействуете на себя снаружи, кажется это называется парасимпатическая система – вы заставляете организм почувствовать, что всё тип топ и нет никакого стресса.
Работайте с эмоциями через позитивное подкрепление:
Когда вы ошибаетесь, вместо того чтобы переживать из-за этого, сделайте шаг назад и задайте себе вопрос: «Что я могу извлечь из этого опыта [14]?» Например, если в проекте были ошибки [15], попробуйте понять, как избежать их в будущем, а не концентрироваться на неудаче.
Режим переключателя:
Пройдя тест, вряд ли вы обнаружили принадлежность только к одному из классов – в зависимости от конкретной задачи или нашего настроения мы можем быть восприимчивы ко стимулам из разных категорий. Наша задача – научиться лучше понимать себя и использовать эти знания для самомотивации.
Пример: В сложных задачах, требующих концентрации стоит пользоваться подходами для снижения стресса и управления рисками. Если работа креативная, пользуемся системой активации поведения [16] – обещаем себе вознаграждение.
Опросник Карвера-Уайта и теория Грея — это всего очередная попытка формализовать механизмы мотивации, и, как любая научная концепция, ее тоже можно покритиковать.
Среди статей, которые я нашла – можно отметить, что мотивационная модель, предложенная Греем, является слишком простой. Действительно, бинарная классификация, серьезно? Вряд ли разделив людей на “черное” и “белое” можно полностью охватить всю сложность того, как работает наш мозг по этой части. Как минимум, здесь не учитываются когнитивные способности человека, восприятие ситуации, контекст, в котором мы находимся, личные убеждения и так далее.
Но всё же ее можно расценивать как еще один шаг для рефлексии и понимания себя: в процессе того, как мы разбираемся с собой, мы понимаем что действительно имеет значение, а теория Грея, кажется, может помочь нам на этом пути.
Ребята, благодарю вас за внимание и приглашаю к себе в телеграм канал [17], где собраны всякие практические материалы. Также у меня есть канал с подкастом YouTube [18] и VK [19], где мы исследуем всякие техники из мира ИТ и бизнеса, чтобы внедрить их себе в жизнь. Буду рада вам и вашим комментариям!
Автор: msigal
Источник [20]
Сайт-источник BrainTools: https://www.braintools.ru
Путь до страницы источника: https://www.braintools.ru/article/12799
URLs in this post:
[1] мотивации: http://www.braintools.ru/article/9537
[2] Мотивация: http://www.braintools.ru/article/9384
[3] Гипоталамус: http://www.braintools.ru/article/3360
[4] стимул: http://www.braintools.ru/article/5596
[5] реакцию: http://www.braintools.ru/article/1549
[6] страх: http://www.braintools.ru/article/6134
[7] https://t.me/sigal_motivation_bot: https://t.me/sigal_motivation_bot
[8] подкрепление: http://www.braintools.ru/article/5528
[9] впечатлениям: http://www.braintools.ru/article/2012
[10] эмоций: http://www.braintools.ru/article/9540
[11] стресса: http://www.braintools.ru/article/9548
[12] этапа к: http://www.braintools.ru/article/8528
[13] Стрессом: http://www.braintools.ru/article/9041
[14] опыта: http://www.braintools.ru/article/6952
[15] ошибки: http://www.braintools.ru/article/4192
[16] поведения: http://www.braintools.ru/article/9372
[17] телеграм канал: https://t.me/ohsigal
[18] YouTube: https://www.youtube.com/@mindbackend
[19] VK: https://vkvideo.ru/@mindbackend
[20] Источник: https://habr.com/ru/articles/887894/?utm_source=habrahabr&utm_medium=rss&utm_campaign=887894
Нажмите здесь для печати.