- BrainTools - https://www.braintools.ru -

Информация. Физиология ВНД и сенсорных систем. Основы нейрофизиологии и ВНД.

Типологические особенности высшей нервной деятельности детей

В процессе индивидуального развития, в связи  с постепенным созреванием нервной системы [1], проявления ее индивидуально-типологических различий имеют свои особенности. Можно предполагать, что в формировании основных свойств нервной системы и типов ВНД [2] в пренатальном периоде развития большое значение имеют наследственные факторы, а в постнатальном периоде развития – влияние окружающей среды. При этом наследственность определяет границы изменчивости типологических свойств нервной системы, а от среды зависит степень их развития. Имеются многочисленные экспериментальные данные, свидетельствующие о том, что то или иное свойство нервной системы может быть выражено в минимальном или максимальном варианте в зависимости от условий воспитания.

Тип ВНД [3] ребенка напоминает тип ВНД взрослого лишь в общих чертах, т.к. основные свойства нервной системы, определяющие тип ВНД у детей и подростков, имеют возрастные особенности. Так, для детей дошкольного возраста характерна слабость процессов возбуждения [4] и торможения и их неуравновешенность в сторону преобладания возбуждения независимо от типа  ВНД. В связи с этим у детей дошкольного возраста сильный тип нервной системы также будет характеризоваться слабостью нервных процессов [5], но степень ее выраженности будет меньше по сравнению со слабым типом. Иначе говоря, происходит своеобразное «наложение» возрастных особенностей  ВНД с  типологическими свойствами ВНД.

Основные свойства нервной системы достигают своего нормального уровня развития, ограниченного типом нервной системы, только к моменту ее полного созревания, т.е. к 20-22 годам.

Особенности педагогического подхода к детям с различными типами  ВНД. Каждый тип ВНД обладает своими положительными свойствами. Например, дети меланхолического типа (слабый тип) в сравнении с сильным типом имеют более низкий уровень работоспособности, но обладают более высокой чувствительностью, в том числе, к педагогическим воздействиям. У учащихся с сильной нервной системой лучше развита механическая память [6], а учащиеся со слабой нервной системой лучше усваивают осмысленный материал. Оказалось, что дети меланхолического типа медленнее запоминают учебный материал, но прочность запоминания [7] у них выше, чем у детей холерического типа.

Н.И.Красногорский, изучив специфику проявления в детском возрасте свойств силы, уравновешенности, подвижности  нервных процессов, а также взаимоотношения сигнальных систем и взаимодействие коры и подкорковых образований, выделил четыре типа ВНД:

1.Сильный, оптимально-возбудимый, уравновешенный, быстрыйсангвинический тип, характеризующийся быстрым образованием условных рефлексов [8], которые легко угасают и быстро восстанавливаются. При этом возбуждение и торможение легко сменяются, возможно быстрое образование тонких дифференцировок. Дети этого типа отличаются хорошо развитой, быстрой, отчетливой, с правильными интонациями речью с богатым словарным запасом, зачастую сопровождающейся выразительной мимикой и жестикуляцией. Подкорковая условно-рефлекторная деятельность у них регулируется функционально сильной корой, поэтому они отличаются хорошим поведением [9] и, как правило, не представляют трудности в воспитании.

2. Сильный, уравновешенный, медленный – флегматичный тип. Условные рефлексы у детей с таким типом образуются медленнее, чем у представителей первого типа, но они прочные; угасшие условные связи восстанавливаются также медленнее; хорошо проявляются тормозные реакции [10]. Речь правильная, с достаточным словарным запасом, но несколько замедленная, без резко выраженной жестикуляции и мимики. Характерен выраженный контроль коры над безусловными рефлексами и эмоциями [11]. Дети этого типа обычно отличаются примерным поведением [12], хорошо учатся. При сложных заданиях повышают свою активность и настойчиво стараются их выполнить.

3.Сильный, повышенно возбудимый, неуравновешенный, безудержный –  холерический тип. Отличается сильной подкорковой активностью, не всегда в полной мере контролируемой корой. Характерна недостаточность тормозного процесса. Условные связи образуются медленнее, чем у детей первых двух типов, причем быстро угасают, а образующиеся дифференцировки неустойчивы. Дети этого типа чрезвычайно эмоционально возбудимы, вспыльчивы, им свойственны аффекты в поведении. Речь быстрая, неровная, с колеблющимися интонациями, отдельными вскрикиваниями. Учатся такие дети удовлетворительно, однако к условиям школы зачастую приспосабливаются тяжело, и их воспитание может представлять трудности.

4.Слабый, понижено возбудимый – меланхолический тип. Характерна пониженная возбудимость и коры и подкорки. Условные рефлексы образуются медленно; они неустойчивы. Слабость внутреннего торможения при сильно выраженных внешних тормозах проявляется в трудностях привыкания к школе, к новым условиям обучения [13], к изменениям вообще.  Речь таких детей слабая и тихая, часто замедленная. Они не переносят сильных и продолжительных раздражений, быстро утомляются. У детей данного типа легко развиваются невротические реакции и неврозы [14].

При этом в младшем школьном возрасте даже у представителей первых двух групп зачастую наблюдается неполная уравновешенность нервных процессов с некоторым преобладанием возбуждения при относительно слабых процессах активного внутреннего торможения,  что определяет повышенную реактивность детей.

Типологические особенности нервной системы четко проявляются и в деятельности школьника. Например, дети сильного типа могут достаточно долго и напряженно (в пределах возрастных возможностей) работать в классе или дома с высоким темпом и интенсивностью на фоне положительного эмоционального состояния. Для них характерны устойчивое внимание [15] и в то же время способность достаточно быстро переключаться на новый вид деятельности; они могут работать долго и интенсивно.


Сайт-источник BrainTools: https://www.braintools.ru

Путь до страницы источника: https://www.braintools.ru/article/9562

URLs in this post:

[1] нервной системы: http://www.braintools.ru/nervous-system

[2] типов ВНД: http://www.braintools.ru/article/9129

[3] ВНД: http://www.braintools.ru/article/8992

[4] возбуждения: http://www.braintools.ru/article/9158

[5] нервных процессов: http://www.braintools.ru/article/9369

[6] память: http://www.braintools.ru/article/4140

[7] запоминания: http://www.braintools.ru/article/722

[8] рефлексов: http://www.braintools.ru/article/8998

[9] поведением: http://www.braintools.ru/article/9372

[10] реакции: http://www.braintools.ru/article/1549

[11] эмоциями: http://www.braintools.ru/article/9540

[12] поведением: http://www.braintools.ru/article/5593

[13] обучения: http://www.braintools.ru/article/5125

[14] неврозы: http://www.braintools.ru/article/9390

[15] внимание: http://www.braintools.ru/article/7595

www.BrainTools.ru

Rambler's Top100