Узелки на носовом платке. Методики. Авторские методики. Франц Лёзер. Забывание.

«Узелки на носовом платке» — оправдавший себя на практике метод припоминания забытого — не лишен научных оснований. Для того чтобы забытую информацию можно было в любой момент вернуть из латентной памяти в сознательную, необходимо создать своеобразный «узелок» в сознательной памяти.

Таким узелком, связывающим забытое с сознательной памятью, может служить словесная опора, которая говорит нам, что и где хранится в латентной памяти и как эту информацию вернуть в сознательную память. Различают три вида словесных опор, соответственно трем видам познавательных связей, обеспечивающих запечатление: смысловые, ассоциативные и структурные. Допустим, нам надо забыть информацию, объясняющую работу памяти. Запечатлев эту информацию с помощью релевантных смысловых связей, мы можем в качестве смысловой словесной опоры выбрать слово «память». Эта опора укажет нам, во-первых, какая информация запечатлена и, во-вторых, где она хранится (в области информации о памяти). Эта опора даст также ответ на вопрос «как», поскольку она указывает на то, какие надо устанавливать смысловые связи, чтобы способствовать запечатлению и припоминанию.

Если информация о процессе запоминания была запечатлена с помощью ассоциаций (например, такой ассоциации: «механизм памяти — воспоминание об экзамене»), то в качестве ассоциативной опоры можно выбрать словосочетание «процесс запоминания — экзамен». Из нее также будет ясно видно, что информация о процессе запоминания с помощью ассоциативных связей соотнесена с нашими воспоминаниями об экзамене.

Если бы мы запечатлели шесть основных фаз памяти — восприятие, концентрацию, запечатление, повторение, забывание и припоминание — посредством нумерации, то в качестве структурной опоры можно было бы выбрать словосочетание «шесть фаз памяти». Оно, как и приведенные выше опоры, позволяет ответить на вопросы: где? что? как?
Итак, словесная опора является узелком, который связывает забытую (оттесненную) информацию с сознательной памятью и обеспечивает возможность воспроизведения этой информации. Словесная опора в экономной форме выражает сущность информации, а также сообщает, где и как она хранится. Вид словесной опоры должен соответствовать виду познавательной связи, с помощью которой оттесняемая (забываемая) информация была запечатлена.

Rambler's Top100