Итак, забывание не есть нечто отрицательное, вредное – напротив, при правильном использовании оно способствует повышению продуктивности памяти. Это обусловлено прежде всего тем, что забывание – не потеря информации, а сохранение ее в латентной памяти, благодаря которому нужную информацию можно в любой момент воспроизвести (припомнить). Если бы не забывание, мы могли бы пользоваться только незначительной частью той информации, которая в действительности хранится в памяти. Эффективность работы памяти оказалась бы настолько низкой, что мы не смогли бы правильно выполнять большинство своих повседневных обязанностей. Подчеркнем поэтому еще раз: забывание ухудшает работу памяти только в том случае, если оно выполняется неумело. Тогда возникают такие нарушения, как неспособность быстро и точно вспомнить забытое. Но необходимым условием успешного забывания является не только правильный выбор того, что надо и что не надо забывать, но и правильное запечатление информации, подлежащей забыванию.
В запечатлении мы сравнили память с книжным шкафом, в котором может господствовать и порядок, и беспорядок. Если книгу поставить не на то место, которое для нее предназначено, то в дальнейшем ее нелегко будет найти. И напротив, если она стоит на своем месте, то разыскать ее не составит труда. Так же и информация, которую мы хотим на данном этапе забыть, должна быть помещена в память так, чтобы при необходимости ее можно было быстро и без труда найти. Поэтому подлежащую забыванию информацию необходимо оттеснить, или, иначе говоря, ввести в систему знаний, хранящихся в латентной памяти и являющихся по отношению к этой информации релевантными.
Техника правильного запечатления была рассмотрена здесь, и здесь мы не будем на ней останавливаться. Как вы помните, при запечатлении очень важно уметь выбрать релевантные и целесообразные познавательные связи. С помощью таких связей информация включается в релевантную для нее область знания. Чтобы подлежащую забыванию информацию не потерять, ее – прежде чем оттеснить – надо правильно запечатлеть и закрепить, т. е. установить целесообразные, релевантные познавательные связи и обеспечить их достаточное повторение. Только при этом условии информацию можно оттеснить и сохранить таким образом, чтобы в процессе припоминания она воспроизводилась с максимальной эффективностью. Перейдем теперь к технике забывания.