Наглядно-образное мышление

Наглядно-образное мышление

Наглядно-образное мышление – совокупность способов и процесс образного решения задач, предполагающих зрительное представление ситуации и оперирование образами составляющих ее предметов без выполнения реальных практических действий с ними. Позволяет наиболее полно воссоздавать все многообразие различных фактических характеристик предмета. Важной особенностью этого вида мышления является установление непривычных сочетаний предметов и их свойств. В этом своем качестве наглядно-образное мышление неразличимо с воображением.Ошибка: Наглядно образное мышление и воображение – разные процессы. Наглядно образное имеет дело с реальным предметом, процессом. А воображение – это воссоздание нужного образа из образной памяти.

Ошибка: За образное мышление отвечает не то или другое полушарие, а первая сигнальная система, которая располагается в обоих полушариях и работает по сигналу “образ”. Учение Павлова о сигнальных системах.* Наглядно-образное мышление приводит к мгновенному получению результата.

  • Исключительно наглядно-образным мышлением мыслят животные и дети до 5 лет. Позже с приобретением навыков общения человек постепенно переходит на абстрактную(словесную).

Ошибка: У детей вторая сигнальная система, лобные доли, находится в процессе роста и развития. Окончательно лобные доли сформировываются лишь к 17 – 18 годам у девушек и к 19 – 20 у юношей. Поэтому, дети, преимущественно, мыслят по первому сигналу. Но развитое образное мышление является обязательной частью психики любого нормально организованного человеческого мозга. Без этого человек ущербен. Активно развитым образным мышлением, всеми его видами, обладают творческие люди. Это не обязательно связано с искусством. Для того, чтобы хирург сделал операцию, он должен сначала “пройти” её в своём воображении. А уже во время операции будет и наглядное и образное. Всё, ведь, перед глазами.

  • Скорость наглядно-образной памяти = 60 +- 5 бит/сек (для сравнения скорость абстрактной памяти = 7 +- 2 бит/сек)

Именно поэтому органичное обучение, с использованием обеих сигнальных систем, позволяет быстро и качественно усваивать любой материал. Это путь к мыслящему, творческому мозгу. Около 30% учащихся с 4го по 6й класс пользуются преимущественно образным мышлением для запоминания правил и решения задач, около 25% – преимущественно последовательно-логическим, 45% используют оба полушария.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Rambler's Top100