Запоминание информации из текстов. Мнемотехника. Запоминание на основе визуального мышления. Зиганов М. А., Козаренко В. А.. Занятие 11.

Речь идет о текстах небольшого объема, в пределах 1-3 машинописных страниц или в пределах параграфа школьного учебника. Информация из текстов запоминается методом, аналогичным технике запоминания энциклопедических сведений.

Запоминать связный текст сложнее, чем отдельные логически завершенные текстовые отрывки. Основная трудность при запоминании связного текста заключается в выделении из текста логически самостоятельных отрывков. К сожалению, некоторым учащимся трудно выявить последовательное развитие мысли автора, что сильно затрудняет запоминание.

Первой задачей в развитии навыков запоминания текстов является деление текста на логически завершенные отрывки. Это позволит запоминать тексты известным вам способом — выделением смысловой опоры, обозначением ее словом-образом, запоминанием последовательности словесных опор и запоминанием всей точной информации отдельно в каждом выделенном отрывке текста.

В качестве первого образа, к которому будут привязываться все остальные образы, берется образ, обозначающий название данного текста.

Проанализируем технику запоминания текстового материала на примере текста «Кассовые аппараты».

Кассовые аппараты

(1) Кассовый аппарат, применяющийся сейчас во всех магазинах и на предприятиях общественного питания, изобрел в 1878 году владелец салуна из города Дейтона в США Джеймс Ритти. (2) Причем мысль об аппарате, регистрирующем количество полученных продавцом денег, пришла ему на пароходе, когда он плыл в Европу. (3) От нечего делать Ритти заходил в машинное отделение, часами наблюдал за действием механизмов. Его внимание привлек счетчик оборотов винта. Он понял, что на основе этого устройства можно сделать прибор, который при нажатии клавиш с цифрами будет печатать чек, запись на контрольной ленте и суммировать выручку за день.

(4) В 1879 году он запатентовал свое изобретение, дав ему название «Неподкупный кассир Ритти». и стал выпускать примитивные кассы. (5) Торговля шла плохо. Владельцы магазинов и кафе не понимали, зачем, собственно, нужна эта машинка.

(6) Кассы распространились только после того, как право на их производство приобрел у изобретателя талантливый бизнесмен Джон Паттерсон. Он основал компанию «Нейшенал кэш реджистер». и к 1910 году позванивающие кассы стали непременным атрибутом торговли.

(7) Коммивояжеры фирмы ходили по лавкам и магазинам, разъясняя хозяевам, что учет полученных денег через кассу, которая печатает чек и его копию на контрольной ленте, практически исключает утайку денег нечестными приказчиками. (8) Любопытно, что приказчики, беспокоясь за источники «левых» доходов, зачастую не допускали коммивояжера к хозяину. Тогда инженеры фирмы разработали демонстрационную кассу, умещавшуюся в чемоданчике, с которым посланец Паттерсона, никак не демаскируя себя, проходил прямо в кабинет хозяина.

(9)       Паттерсон первым предложил некоторые методы рекламы, применяющиеся и сейчас, например, рассылку рекламы по почте на личные адреса возможных покупателей.

(10)     Еще каких-нибудь 45 лет назад кассы фирмы «Нейшенал кэш реджистер» с русской надписью «Националь». изготовленные специально для России еще до революции, можно было увидеть в наших магазинах.

1. Разделим текст на логически завершенные отрывки и обозначим их цифрами.

2. Выделим из каждого отрывка смысловые опоры, то есть присвоим каждому выделенному отрывку название:

«Изобретатель кассового аппарата»;

«Озарение»;

«Машинное отделение»;

«Получение патента»;

«Трудности реализации»;

«Бизнес тоже искусство»;

«Персональная реклама»;

«Сопротивление персонала»;

«Методы рекламы»;

«Кассы в русских магазинах».

3. Каждую смысловую опору обозначим словесной опорой (конкретным зрительным образом):

«Человек»;

«Лампа-вспышка»;

«Двигатель»;

«Листок бумаги»;

«Гора кассовых аппаратов»;

«Пачка денег»;

«Торговый ларек»;

«Знак «Стоп»;

«Почтовый ящик»;

«Российский флаг».

После этого запоминаем последовательность выделенных нами образов. Первый образ этой цепочки привязываем к образу, обозначающему название текста («Касса»).

Теперь вы можете пересказать текст своими словами с четким соблюдением последовательности абзацев, но без точной информации.

К каждому образу, обозначающему отрывок текста, привязываем последовательно образы, получившиеся в результате кодирования точной информации.

Касса.

Человек – вязаный свитер – салатная луна – день – тонар – Джеймс Бонд – метроном (ритм).

Лампа-вспышка – пароход – символ Европы.

Двигатель – счетчик – винт – бумажная лента – значок «Плюс».

Лист бумаги – «Виола» сыр – символ неподкупности – символ примитивности (червяк).

Гора кассовых аппаратов – маска удивления.

Пачка денег – Джон Леннон (его очки)-  патефон – термосом – сон (подушка) – регистратура (созв.) – аргамак (910).

Торговый ларек – наручники.

Знак «Стоп» – маленький чемоданчик.

Почтовый ящик.

Российский флаг – чип (45) – гостиница «Националь» – красный флаг (917).

По запомненной системе образов-подсказок вы можете пересказать информацию из текста практически дословно. Разумеется, все операции по выделению смысловых и словесных опор, а также их запечатлению лучше осуществлять самостоятельно.

Такой способ запоминания оправдывает себя, когда необходимо очень точно запомнить текстовой материал небольшого объема, чтобы воспроизвести его в течение нескольких часов. Эта техника может применяться для запоминания фактического материала из параграфов учебника или для подготовки коротких устных докладов. Если вы примените метод активного повторения, текст будет сохранен в памяти длительное время и будет припоминаться практически без зрительных образов.

Если у человека сформированы даже начальные навыки кодирования и образования ассоциаций, эта техника запоминания обычно не вызывает трудностей. Конечно, как и любая другая техника, она должна быть отработана на каком-то количестве текстов.

Rambler's Top100