Опрашивая студентов, я установил, что, готовясь к экзамену, они, как правило, заучивают материал путем более или менее недифференцированного многократного чтения. Текст читается одним и тем же способом до тех пор, пока он не “осядет”; ведь знаниями о научном методе запечатления, о рациональных принципах повторного чтения студенты не располагают. Однако такое неупорядоченное повторение чрезвычайно неэффективно с точки зрения закрепления информации в памяти. Оно требует значительных усилий, а по результативности далеко уступает запоминанию, основанному на рациональном повторении.
В этой связи представляет интерес эксперимент, проведенный в Казанском университете. Были образованы четыре экспериментальные группы испытуемых, перед каждой из которых ставилась задача запомнить текст. В первой группе преподаватель четыре раза прочитывал текст вслух. Во второй – три раза прочитывал, а один раз студенты пересказывали его мысленно, в третьей группе текст был дважды прочитан и дважды мысленно пересказан, а в четвертой – прочитан преподавателем один раз и трижды мысленно пересказан студентами. Наиболее успешно воспроизводили текст студенты четвертой группы. Несколько менее эффективным было запоминание в третьей группе; во второй и особенно первой группах студенты запомнили текст плохо. Этот результат нашел отражение в формуле ОЧОГ (начальные буквы соответствуют четырем этапам процесса повторения).
О – ориентировка. Прочитайте текст с целью понять его главные мысли. Если надо, подчеркните их, выпишите, повторите в памяти.
Ч – чтение. Прочитайте текст еще раз очень внимательно и постарайтесь выделить второстепенные детали. Установите связь между ними и главными мыслями. Несколько раз повторите в памяти главные мысли в их связи с второстепенными.
О – обзор. Быстро просмотрите текст. Проверьте, правильно ли вы связали главные мысли с соответствующими второстепенными деталями. Чтобы углубить понимание текста, поставьте вопросы к главным мыслям.
Г- главное. Мысленно перескажите текст или, еще лучше, перескажите его кому-нибудь вслух, вспоминая при этом главные мысли. Дайте ответы на поставленные вопросы. Число повторных чтений должно быть возможно меньше, а количество мысленных пересказов, повторений по памяти увеличивается до необходимого. Повторения распределите во времени рационально.