Два фактора, имеющие особенно важное значение для тренировки памяти и улучшения ее работы. Методики. Авторские методики. Франц Лёзер.

Первый из них — время. Как показывают исследования, продуктивность памяти зависит от времени суток. Ниже приведены некоторые данные. Поскольку на психическую деятельность человека большое влияние оказывают его привычки, общественные традиции, состояние здоровья, сон, моральные взгляды и индивидуальные наклонности, то эти данные следует рассматривать только как отражающие общие тенденции, которые в каждом конкретном случае могут проявляться существенно по-разному. Продуктивность запоминания оказывается значительной, если информация, которую нужно использовать на следующее утро, запоминается перед сном. В течение дня продуктивность памяти меняется: между 8 и 12 часами она максимальна, после обеда заметно снижается, а затем вновь начинает медленно возрастать. Если человек не утомлен, то в вечерние часы она снова достигает высокого уровня. Поскольку в зависимости от индивидуальных особенностей эти общие тенденции сильно различаются, полезно выяснить, какие временные условия наиболее благоприятны для вашей памяти, и учесть это при проведении тренировки.

Остановимся также на связи памяти с возрастом. По этому вопросу существуют две противоположные точки зрения. Одни исследователи считают, что продуктивность памяти определяется исключительно биологическими факторами. Естественный биологический «износ» организма приводит к тому, что с возрастом память ухудшается. По мнению других, доминирующими являются не биологические, а социальные факторы, и в ряде случаев память пожилых людей (60-65 лет) оказывается даже лучше, чем у молодых (20-25 лет). Последнее мнение опирается на результаты исследований, в которых обнаружилось, что, хотя механическое запечатление с возрастом действительно ухудшается, продуктивность памяти по отношению к специальным видам деятельности у пожилых людей выше, чем у молодых.

Обе точки зрения верны лишь частично. Нельзя отрицать, что с возрастом биологический субстрат памяти постепенно разрушается, особенно сильно страдает при этом интеллект. Вещество человеческого мозга со своими 10 млрд. нейронов в основном достигает полного развития к двадцати годам. Известно, что нейроны отличаются от других клеток организма человека, в частности, тем, что гибель нейронов не сопровождается их репродукцией. В течение жизни вещество мозга непрерывно, день за днем теряет тысячи нейронов. Известно, далее, что синтез РНК, который, играет важную роль в процессах памяти, по мере старения организма также замедляется. Все это говорит о том, что биологический износ проявляется в направлении снижения продуктивности памяти.

Однако почему же ученые старшего возраста нередко лучше запоминают материал в своей специальной области, чем молодые? Это объясняется тем, что специальные знания первых отличаются более высокой организацией, что позволяет им легче, быстрее и точнее запоминать и воспроизводить новые сведения. Кроме того, они располагают большим опытом относительно того, как рационально воспринимать, запечатлевать и припоминать эти новые сведения. Поэтому продуктивность памяти у пожилых ученых — в специальных научных областях — часто оказывается выше, чем у молодых. Было бы, однако, совершенно неправильно обобщать этот частный случай и делать из него вывод о возрастных особенностях памяти вообще. В обычных условиях стихийного использования возможностей памяти ее продуктивность у молодежи оказывается, как правило, значительно выше, чем у пожилых. Как свидетельствует эксперимент, 60-летние испытуемые при чтении неспециальной литературы запоминают примерно на 40% меньше, чем 20-летние. Было бы поэтому антинаучно и психологически совершенно неправильно преуменьшать или тем более отрицать естественное возрастное снижение интеллектуальной продуктивности. Такая точка зрения может привести к безответственному завышению требований к умственной деятельности пожилых людей и препятствовать усилиям, направленным на изменение условий жизни и труда людей в соответствии с возрастом. Но именно непрерывная коррекция ритма жизни и труда является необходимой предпосылкой сохранения в пожилом возрасте творческого потенциала личности на высоком уровне.

Вместе с тем и утверждение, что только биологические факторы определяют продуктивность памяти, ошибочно, поскольку оно игнорирует влияние социальных факторов, прежде всего таких, как общественная жизнь, образование, жизненные условия, духовная атмосфера и т. п. При социализме созданы благоприятные условия для продления творческой активности человека в сфере общественного производства и других видах социальной деятельности. В условиях научно-технической революции требования к памяти, в первую очередь к памяти лиц, занимающих руководящие посты, — возраст лиц этого круга составляет в общем 35-65 лет, — непрерывно повышаются. Поэтому использование научных методов улучшения памяти становится жизненной необходимостью не только для молодежи, но и для других возрастных групп населения. Дальнейшее совершенствование этих методов и интенсивное овладение ими будут способствовать удовлетворению как растущих требований к умственной деятельности членов общества, так и их разносторонних духовных запросов до глубокой старости. Однако память является чрезвычайно сложной психической функцией и простых рецептов ее улучшения не существует. Реальный путь- научно обоснованная тренировка памяти.

Подводя итоги, можно сказать следующее. Для достижения высокой продуктивности памяти ее необходимо систематически тренировать. Но тренировка памяти — это отнюдь не механическое зазубривание, это усвоение научно обоснованных приемов управления процессами памяти, требующее выполнения специальной системы тренировочных заданий.

Rambler's Top100