Личность против личности. Неужели я гений? В. Венгар, Р. Поу. Модельное мышление.

Подгонка — важный прием, но он не объясняет и половины явлений, связанных с тем, что я называю модельным мышлением. Человеческий интеллект, по-видимому, имеет почти неограниченные возможности диссоциации — расщепления на отдельные личности. По все еще малопонятным причинам личности-отщепенцы могут обладать способностями и талантами, не присущими их родителю. Как будто мозг время от времени находится во власти то одного, то другого хозяина.

Множественное сознание.

Иногда травма в детском возрасте приводит к расщеплению личности на целый спектр индивидуальностей, живущих своей полноценной жизнью. Это явление известно как множественное сознание. Индивидуальности, населяющие жертву, не только отличаются почерком, артистическими талантами и знанием иностранных языков, но им свойственны также и различные аллергические реакции, заболевания и даже восприятие наркотиков. Ученые подтвердили, что страдающие множественным сознанием демонстрируют существенные различия в энцефалограммах при переходе от одной субиндивидуальности к другой, хотя это представляется почти таким же немыслимым, как изменить отпечатки пальцев.

Говорящие призраки.

С одним из наиболее странных диссоциативных явлений я столкнулся во время эксперимента, проведенного доктором Раймондом А. Муди-младшим. Заинтригованный загадочной мировой фольклорной традицией использования зеркал и отражающих бассейнов в качестве окон в мир духов, доктор Муди предложил двадцати пяти испытуемым, внимательно вглядываясь в зеркало, попытаться установить контакт с ушедшими в мир иной. В результате двенадцать человек сообщили, что они «видели» умерших. Некоторых видения продолжали преследовать, когда они оставались дома одни, даже по прошествии значительного времени после эксперимента.

В некоторых кругах, и на совершенно законном основании, несомненно, станут утверждать, что эти люди видели настоящих духов. Лично я думаю, более вероятно, что видения представляют собой диссоциированные элементы сознания самих испытуемых. Все они в один голос говорили, что видения были отчетливыми и абсолютно такими же, как в жизни; кроме того, мне кажутся характерными сообщения о продолжительных беседах с привидениями. Причем столь поразительные наблюдения исходили от людей, которые не подвергались гипнозу и были вполне нормальными и здравомыслящими, — никто из них не имел склонности к суевериям или спиритизму.

Ну и наконец, эксперимент Муди раскрыл совершенно новое явление в психологии, которое может подвести нас к объяснению сущности эльфов, фей, гномов, ангелов, гоблинов и других волшебных существ, населявших народные сказания на протяжении всей истории.

Персонажи явных сновидений.

«Видения» Муди можно связать с явными снами, обсуждавшимися в предыдущих главах. При первом упоминании о явных сновидениях (Маркус Харвей де Сен-Дени, 1867 г.) Маркус утверждал, что он мог в своих снах «вызывать тени умерших, а также по своей воле превращать людей и предметы».

Я подозреваю, что Маркус не столько изгонял духов умерших, как считалось тогда, сколько создавал диссоциированные персонажи снов — такие жизненные и независимые в своих действиях, что он сам поверил, будто они живые существа. Специфика явных сновидений определила развитие новой научной области, называемой внутриличностной психотерапией; с помощью нее люди избавляются от неврозов, воскрешая и устраивая очные ставки фигурам из своего прошлого — как живым, так и мертвым.

Психолога Поля Толи из Университета Франкфурта, например, беспокоили сны, в которых к нему являлся с угрозами умерший отец. В конце концов во время явного сна Толи вызвал образ отца и словесно сразился с ним, в результате чего тот превратился «в более примитивное существо — что-то вроде животного или мумии». «При этом, — сообщил Толи, — меня переполнило чувство триумфа».

Толи также рекомендует технику, весьма напоминающую преображения друидов, — проникновение в телесную оболочку другого персонажа сна. Он приводит случай с девушкой, которая во время явного сна перевоплотилась в юношу, чьего внимания она тщетно добивалась. Оказавшись «внутри» объекта своей любви, она смогла увидеть вещи его глазами.

«Мне стало ясно, почему он был так сдержан со мной, — рассказывала она впоследствии. — И я поняла, что он никогда не ответил бы на мои чувства». В результате девушка смогла положить конец бесплодной и испепеляющей ее страсти.

Заимствование индивидуальности.

Гении уже давно научились использовать технику символического заимствования чужих индивидуальностей как стимулятор творческой активности. Уолт Дисней, например, черпал вдохновение, перевоплощаясь в персонажей собственного производства. «Голос Микки всегда озвучивал сам Уолт, — вспоминал один из мультипликаторов Диснея, — и при этом он так прекрасно чувствовал линию сюжета и общее настроение, что не мог удержаться от жестов и даже движений телом во время диалогов».

Джордж С. Паттон утверждал, что его появление на свет — результат перевоплощения великих генералов прошлого. Это досужее убеждение, быть может, послужило катализатором мрачного гения, «переплавившего» уроки древних баталий в приемы ведения современных механизированных войн.

Микеланджело представлял свои статуи живыми существами, замурованными внутри каменных глыб и ожидающими, когда его молоток и долото освободят их. Образы, существовавшие в его голове, возбуждали гения, извлекавшего великолепные формы из камня.

Rambler's Top100