Упражнение 10. Образование структурных связей. Методики. Авторские методики. Франц Лёзер. Запечатление. Упражнения.

Информацию, для которой трудно образовать смысловые и ассоциативные связи (ряды чисел, изолированные или непонятные факты и т. п.), часто помогают запечатлеть структурные связи. Например, для запоминания числа 683429731 можно воспользоваться простой группировкой: 683-429-731.

Перечислим некоторые виды структурных связей:

Алфавитный порядок: информация располагается в порядке букв алфавита (А, Б, В и т. д.).

Группировка: информация упорядочивается согласно определенным признакам (например, по ее отнесенности к тем или иным областям знаний).

Ранжирование: информация упорядочивается в соответствии с какой-либо шкалой оценок (например, по десятибальной системе).

Образование фраз из начальных букв слов, составляющих запоминаемую информацию. Например, чтобы запомнить последовательность цветов в спектре (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый), можно воспользоваться фразой:
“Каждый охотник желает знать, где сидят фазаны”. Начальные буквы слов здесь совпадают с начальными буквами названий цветов в спектре.

Ритмизация: информация связывается с некоторым ритмом (например, ряд чисел произносится вслух в определенном ритме).

Рифмование: информация упорядочивается с помощью рифмы. Например, слова: “память, метод, муки, овладеть” могут быть связаны таким двустишьем:

чтоб муки памяти преодолеть, рациональным методом ты должен овладеть.

Примените перечисленные структурные связи для запечатления следующих слов:

желтый, Густав Герц, пятиборье, теннис, Альберт Эйнштейн, зеленый, плавание, Дмитрий Менделеев.

Для этого расположите слова в алфавитном порядке, разбейте их на группы, проранжируйте.

Чтобы запечатлеть следующие слова и выражения, образуйте слова из их начальных букв:
концентрация, интерес, нахождение правильных связей, организация памяти – кино.

Запомните следующие слова с помощью рифмы:

чайка, дом, майка, гром.

Интенсивность запечатления увеличится, если вы будете использовать связи всех трех видов – смысловые, ассоциативные и структурные – одновременно. Так, группировка числа 5653 по следующей схеме: 5-6-53 может означать, скажем, день рождения кого-то из ваших друзей и вместе с тем ассоциироваться с каким-либо событием в вашей жизни. С помощью этих трех связей вам удастся прочно закрепить данное число в памяти.

Попрактикуйтесь в построении разнообразных связей при выполнении вашей повседневной работы, сознательно выделяя целесообразные и релевантные связи для запечатления нужной информации.

Используйте при этом уже описанные методы восприятия и концентрации.

Rambler's Top100