Принцип использования словесно-числового списка прост. Самое главное прочно закрепить этот список в памяти и не забывать. При запоминании списка приучите себя видеть в порядковых номерах не числа, а слова. Хорошо запомнив список, можно дач лее использовать его для запоминания необходимой информации, связывая (ассоциируя) ее с теми или иными словами списка. Как это делать? Чтобы связи с запоминаемой информацией создавались быстро и были достаточно прочными, надо представить слова списка в виде наглядных образов, картинок и прочно закрепить их в памяти.
Для первых двадцати слов списка я предложил вам картинки. Но, разумеется, вы можете придумать что-нибудь свое. Обязательным при этом является только следующее условие: образы, картинки, какими бы они ни были, должны фиксироваться в памяти с предельной четкостью. Необходимо, чтобы вы ясно видели эти картинки в тот момент, когда думаете о соответствующих словах, а еще лучше – о числах словесно-числового списка. Как я уже говорил, целесообразно с самого начала запомнить список возможно лучше. Ведь вы можете с большой пользой применять его в течение всей своей жизни.
После того как вы хорошо усвоите и представите в виде картинок все слова списка, попытайтесь с их помощью запомнить следующие двадцать слов.
1. Вор
2. Теннисная ракетка
3. Универсам
4. Хлеб
5. Автомобиль
6. Луна
7. Карлик
8. Редиска
9. Пиво
10. Дом
11. Треугольник
12. Башня
13. Пылесос
14. Банан
15. Торт
16. Дерево
17. Водка
18. Вишня
19. Дверь
20. Картофель
Свяжите последовательно каждое из этих слов с соответствующим числом и словом приведенного выше словесно-числового списка. В качестве примера предлагаю вам следующие ассоциации для первых трех слов, которые подкреплены картинками.
1. Чай (Tee) ассоциируется с вором: представьте себе, что вор украл у вас чашку ароматного чая.
2. Ной (Noah) – с теннисной ракеткой: вообразите себе, как старина Ной плывет в своем ковчеге и работает теннисной ракеткой как веслом.
3. Май (Mai) – с универсамом: представьте себе майского жука, который тащит на спине универсам.
Важно, чтобы вы научились строить свои собственные ассоциации. Поэтому продолжайте работу до тех пор, пока не построите ассоциации для всех двадцати слов. Хорошо запомните их. Теперь вы сможете воспроизвести любое из двадцати слов тотчас же, как припомните соответствующую картинку.
Оправдан ли труд?
Для хорошего запоминания 100 слов, расположенных в определенном порядке в словесно-числовом списке, конечно, потребуется известное время и значительные усилия. Оправдан ли этот труд? Безусловно! Ведь работа, которую вы должны выполнить однажды, будет приносить плоды всю вашу жизнь. И если сразу вам не удастся запомнить все слова достаточно хорошо, не огорчайтесь. В дальнейшем, используя их при запоминании различной информации, вы будете все глубже и прочнее закреплять их в памяти, так что со временем сможете припоминать их без всяких усилий. Значительные результаты, которые могут быть достигнуты при помощи описанного метода, и те возможности, которые он открывает, позволяют считать, что труд не был напрасным.
Метод ассоциаций может найти применение при запоминании самой разнообразной информации. Приведем некоторые примеры.
Повседневные дела не забываются
В повседневной жизни вам приходится ежедневно, еженедельно выполнять множество всевозможных дел. Составьте перечень этих дел и свяжите их в требуемой последовательности со словесно-числовым списком. Вы убедитесь, что ни одно из них не будет забыто.
Запоминание информации, не связанной по смыслу
Метод ассоциаций особенно удобен для запоминания логически не связанной информации. Например, руководящему работнику требуется запомнить большую и разнообразную информацию: имена сотрудников, указания вышестоящих организаций, статистические данные, термины и т. п. Составив один или несколько перечней, элементы которых соответствуют частям запоминаемой информации, можно связать ее с различными частями словесно-числового списка. Это позволит без труда запомнить все необходимое.
Можно обойтись без записной книжки
Вы ведете важную беседу и хотите запомнить ее существенные моменты, не прибегая к записям. Метод ассоциаций поможет и здесь. Во время беседы старайтесь связывать ее узловые моменты с какими-то частями словесно-числового списка. Это даст возможность не просто зафиксировать в памяти отдельные важнейшие детали беседы, но и обеспечит сохранение их логической последовательности. Позднее вы сможете расшифровать запомненные образы и записать беседу достаточно подробно.
Подготовка к экзаменам
При подготовке к экзаменам, как правило, приходится запоминать большой объем материала. Опираясь на словесно-числовой список, вы создаете ассоциации, которые помогут запомнить этот материал в требуемой последовательности. В результате вам окажется доступным воспроизведение материала с сохранением его внутренней логики, более того, вы сможете обращаться к его различным частям, пропускать ненужное, двигаться по списку вперед и назад и т. п., не теряя при этом основной нити содержания.