Направленность времени. Функциональные асимметрии человека. Брагина Н. Н., Доброхотова Т. А.. Предположительная характеристика индивидуальных пространства и времени человека.

Направленность индивидуального времени — одна из закономерностей, определяющих, по-видимому, пространственно-временную организацию психики. Особенности этой организации отражены в существующих в литературе положениях о направленности времени вообще.

По Дж. Уитроу (1964), каковы бы ни были законы природы, направление времени в нашем личном опыте является направлением увеличения знаний о событиях. События, сведениями о реальном свершении которых мы располагаем, находятся в прошлом, а не в будущем. Мир, в котором события происходят в обратном порядке по отношению к ходу событий в нашем мире, представить можно, но обращение нашего ощущения раньше — позже должно подразумевать такое состояние ума, в котором мы начинаем с максимума информации о происходящих событиях, а кончаем минимумом, что является внутренне противоречивым предположением. Это следует из того, что мы не узнаем обо всем сразу и что порядок нашего индивидуального времени является порядком нарастания нашей осведомленности, т. е. увеличения объема информации о том, что происходит.

По В. Н. Ярской (1981), «главное свойство времени, определяющее его именно в качестве времени, состоит в протекании от прошлого к будущему. Если бы этот принцип нарушался, познание остановилось бы. Необратимость времени выступает важнейшим фактором познания».

В основу суждения о направленности времени от прошлого через настоящее к будущему берется, как видно, увеличение знаний о мире и о самом себе. Их было меньше в прошлом, станет больше в будущем. Здесь прошлое, настоящее, будущее выглядят различающимися лишь по последовательности и большим и меньшим количеством знаний. О значительно более глубоком различии этих времен свидетельствует клинический опыт, легший в основу описания асимметрии прошлого и будущего. На них приходятся «знания», резко отличающиеся друг от друга. Эти «знания» в прошлом составляются чувственными образами уже состоявшихся восприятий. На будущее ориентированы завершения высказываний, мыслей, действий и т. д.; «знания» здесь носят предположительный, вероятностный характер. Можно сказать проще: прошедшее время связано с чувственными, наглядными, уже определившимися знаниями; будущее — с абстрактными, изменчивыми, развивающимися знаниями. В прошедшем индивидуальном времени человека, как правило, не содержится «записей» совершавшихся субъектом в реальном прошлом психомоторных деятельностей; в индивидуальном будущем нет чувственных образов восприятия. Это правило, по всей вероятности, может не соблюдаться только у некоторых левшей и лишь в мгновение переживания ими ощущения предвосхищения.

Такая разделенность прошлого и будущего тем, что приходящиеся на них «знания» имеют чувственный и абстрактный, определенный и неопределенный характер, заставляет усомниться в том, что положение о направленности времени от прошлого через настоящее к будущему сохраняет силу и во времени психического функционирования человека. Возможны, на наш взгляд, два предположения. В первом допускается однонаправленность времени психического функционирования человека, но отличающаяся от изложенной противоположным порядком: от будущего через настоящее к прошлому. Во втором допускается возможность не одного, а двух направлений времени психического функционирования.

Чтобы обсудить первое предположение и показать его возможные преимущества перед положением о направленности времени от прошлого к будущему, возьмем некий условный отрезок индивидуального времени. Мысленно проследим за ним в стадии будущего, настоящего, прошлого. В каждой из них индивидуальное время должно иметь разные свойства. Смена стадий должна означать переход будущего в настоящее — в прошедшее. Сам же переход неизбежно означает, что индивидуальное время при первом переходе освобождается от свойств будущего времени и приобретает свойства настоящего, а при втором — освобождается уже от свойств настоящего времени и приобретет свойства прошедшего времени.

На будущее ориентируются цели, завершения психомоторной деятельности, реализующейся непрерывно, последовательно (сукцессивно). Ответственное за формирование психомоторных процессов левое полушарие как бы «использует» условно взятый отрезок индивидуального времени, когда он является будущим. Становясь настоящим, то же индивидуальное время включается в организацию психосенсорных процессов, определяет свойства индивидуальных будущего и прошедшего времен и их асимметрию, как и асимметрию правого и левого пространств. Превращаясь в прошлое, тот же отрезок индивидуального времени ответствен за хранение образов бывших восприятий. Прослеженные превращения условно допущенного отрезка индивидуального времени можно, по-видимому, представить как его движение — «течение» слева направо в том смысле, что сначала это время «использовалось» левым полушарием мозга, потом — обоими и наконец — правым полушарием. Это время как бы «началось» в левом пространстве и «кончилось» в правом пространстве субъекта. Сказанное позволяет отличать время человека от времени мира.

Это предположение согласуется с тем, что прошлого у человека тем больше, чем больше возраст; будущего при этом все меньше. Оно согласуется и с тем, что прошлое никогда не может освободиться в сознании человека от содержащихся в нем чувственных образов восприятий субъекта, что подразумевается необходимым при переходе прошлого в настоящее, если принять положение о направлении времени от прошлого через настоящее к будущему; прошлое поэтому может быть как бы «концом», а не «началом» индивидуального времени. Человек начинает жить без собственного прошлого — личного опыта восприятия и непосредственного переживания мира и самого себя. Рождаясь, он, конечно, несет в себе всю информацию о предшествовавшей эволюции. Но собственного прошлого у новорожденного нет. Предполагается лишь потенциальная возможность того, что правое полушарие его мозга будет иметь отношение к накоплению и хранению чувственных знаний. Обремененность правой половины мозга прошедшим временем будет нарастать и достигнет максимума к концу жизни это го человека. Иначе говоря, лишь намечающаяся в начале жизни обращенность в прошедшее время в онтогенезе увеличивается. С другой стороны, человек рождается только с обращенностью в будущее время. Эта обращенность становится очерченной к зрелому возрасту. В противоположность максимальной обремененности правого полушария прошедшим временем в позднем онтогенезе нивелируется обращенность левого полушария мозга и самого субъекта в будущее время. Начав жизнь только с обращенности в будущее время, человек заканчивает ее только с обременяющим сознание индивидуальным прошедшим временем. В этом смысле само переживание индивидуальной жизни субъектом может быть представлено как переход от будущего к прошлому. Чтобы принять положение о направленности индивидуального времени человека от прошлого к настоящему, следует не только игнорировать подчеркнутое различие знаний, но и находиться как бы на последних отрезках уже прожитой жизни. Допущенное нами предположение о направлении индивидуального времени в процессе формирования психики человека делает более значимым то, что настоящее время не только «связывает», но и противопоставляет прошлое и будущее друг другу. В отличие от положения о единстве направленности объективного и индивидуального времен от прошлого через настоящее к будущему здесь мы «началом» времени психического функционирования человека предполагаем будущее, «концом» — прошедшее время; основной акцент при этом делается на содержательной стороне, т. е. на времени как форме осуществления психических процессов.

«Начало» предполагает сейчас случающееся наступление чего-либо; располагается между отсутствием и наличием: не было ничего, возникает сейчас, полностью состоится в будущем. В психической деятельности «начало» может быть в индивидуальном времени, не имеющем определенного содержания; едва ли таким временем может быть прошедшее: оно уже осуществилось, уже имеет определенное содержание.

А. Л. Логинов (1979) в ходе широкого рассмотрения философских и общебиологических аспектов гомеостаза как «взаимодействия вещей, свойств и отношений, поддерживающего данное состояние в данное время», говорит о том, что существуют два встречных асимметричных «потока» формирования индивидуального времени человека: биологического (физического) — прошлое→настоящее→будущее и «индивидуального (психически оцениваемого, менее явно существующего и у других биосистем) — будущее→настоящее→прошлое. Причем для человека второй путь является именно тем, который выделил его из ряда животных и превратил в человека».

Однако в рамках высказанных предположений необъяснимы некоторые клинические наблюдения. Например, отсутствие амнезии на приступ «вспышки пережитого» и наличие амнезии на приступ амбулаторного автоматизма. Сказанное в сочетании с наличием — отсутствием феноменов измененного восприятия времени у больных с поражением правого и левого полушарий мозга побуждает думать о том, что, может быть, психические процессы, зависимые от разных полушарий, реализуются в разных настоящих временах.

Индивидуальное настоящее время больного, в котором он действовал в период пребывания в состоянии амбулаторного автоматизма, было иным по сравнению с индивидуальным настоящим временем другого больного, переживавшего «вспышку пережитого», в частности, потому, что индивидуальное настоящее время у первого больного не становится прошедшим временем. Больной ничего не может сообщить о своих ощущениях, переживаниях, восприятии, которые были, когда он находился в приступе, т. е. чувственных образов восприятий, которые должны были бы сохраниться во времени, ставшем прошедшим, в сознании больного не оказалось. В нем нет того прошлого, которое было индивидуальным настоящим временем больного, пока он находился в состоянии амбулаторного автоматизма.

Больной же после «вспышки пережитого» передает врачу содержание испытанных им ощущений, после приступа не отмечается амнезии.

Изложенное позволяет допустить возможность того, что психосенсорные и психомоторные процессы реализуются параллельно в двух настоящих временах. Первое — индивидуальное настоящее время, превращающееся в индивидуальное прошедшее время. Второе — объективное время внешнего социального и физического мира. Оно может отражаться в сознании адекватно только при достаточной актуализации индивидуального настоящего времени.

Отмеченная закономерность может нарушаться и не соблюдается, видимо, у некоторых левшей и лишь в тот момент, когда они переживают ощущение предвосхищения. Эти феномены при всей трудности их описания и объяснения не должны игнорироваться. Они по существу заостряют вопрос о временной (и пространственной) организации психики, подводя к ней с другой, чем психические нарушения правшей, стороны. Некоторые левши иллюстрируют в патологии возможность как бы противоположной (по сравнению с правшами) организации их психики в пространстве и времени.

Изложенное позволяет развить два суждения о времени психической деятельности и о возможных его отличиях от объективного времени.

Во-первых, могут вызывать сомнения оба положения об однонаправленности времени: 1) о направлении времени от прошлого к будущему и 2) о направлении времени от будущего к прошлому. Изучение распада психической деятельности при поражении правого и левого полушарий мозга создает, наконец, впечатление, что для характеристики времени психического функционирования человека непригодно и следующее мнение: «Однонаправленность времени оказывается абсолютным свойством относительного времени, и время в некотором смысле становится не скалярной, а векторной величиной. Благодаря этому свойству времени мы сравниваем, „проецируем” процессы развития, осуществляем предсказания» [Ярская В. Н., 1981].

Во-вторых, можно предположить более вероятными два направления времени психического функционирования человека. Допущение двух направлений имеет, на наш взгляд, большую вероятность. Оно привлекает внимание к настоящим временам.

Главным, как бы определяющим является именно настоящее время. Индивидуальное настоящее время вместе с прошедшим временем имеют одно направление от настоящего к прошлому. В этом времени формируются психосенсорные процессы, зависимые от правого полушария мозга. Объективное настоящее время вместе с будущим временем составляет другое направление от настоящего к будущему. В этом времени реализуется психомоторная деятельность, абстрактное познание человека, зависимые от левого полушария мозга. Но это второе направление времени оказывается значимым лишь в случае достаточной степени актуальности индивидуального настоящего времени. Два направления времени предполагают возможность, что представленное в сознании субъекта прошедшее время не было будущим временем; будущее время не станет прошедшим временем человека. Предполагается невозможным переход прошедшего в настоящее, настоящего — в будущее и наоборот, переход будущего в настоящее и в прошедшее. Наиболее индивидуализировано направление времени: настоящее→прошедшее; универсально направление: настоящее→будущее время; оно может различаться лишь в той мере, в какой опосредовано степенью актуальности индивидуального настоящего времени. Оба направления времени представляются важными. Только при их наличии возможна, вероятно, параллельная — одновременная реализация и психосенсорных, и психомоторных процессов, следовательно, высокая эффективность целостной нервной-психической деятельности субъекта.

Очевидно, что человек всегда осмысляет, осознает то, что видит, слышит в окружающем его мире и действует в соответствии со своим восприятием внешней ситуации. Поэтому условно можно рассматривать образы восприятия как причины, определяющие в качестве своего следствия психомоторную деятельность. Но и в этом случае не окажется предшествования причины следствию в обоих допущенных нами суждениях о направленности времени психического функционирования человека.

Если исходить из предположения об однонаправленности времени и его «течении» слева направо или от будущего через настоящее к прошлому, то мы будем вынуждены констатировать ситуацию, в которой следствие выглядит будто опережающим причину: на «начало» времени — будущее — приходится психомоторная деятельность, условно принятая нами за следствие. Определившие же эту деятельность образы восприятия (условно принятые за причину) выглядят случающимися в «середине» — в настоящем времени и хранящимися в «конце» — в прошлом времени человека.

Согласно допущению о двух направлениях времени, и психосенсорные, и психомоторные процессы совершаются параллельно — одновременно, но в разнонаправленных временах — от настоящего к прошедшему и от настоящего к будущему времени. Сами времена и. следовательно, происходящие в них психические явления (в том числе условно принятые за причину образы восприятия и столь же условно взятые как следствие психомоторные акты) резко расходятся. Они не могут сойтись и следовать друг за другом в одном отрезке времени или в одном направлении времени. Из-за обращенности в будущее ожидаемых результатов психомоторной деятельности последняя выносится как бы вперед за рамки настоящего времени. Результаты восприятия, хранясь в прошлом, как бы отбрасываются назад от настоящего времени.

С другой стороны, и психические процессы, и соответствующие им активные действия характеризуются посредством времени. Во времени, направленном от настоящего к прошедшему, могут формироваться, осуществляясь в настоящем и сохраняясь в прошедшем, лишь чувственные образы восприятий. Здесь — по эту сторону настоящего времени — предполагается уже невозможным формирование психомоторных процессов. Во времени, направленном от настоящего к будущему, могут формироваться, начинаясь в настоящем и завершаясь в будущем, только психомоторные процессы. Здесь — по другую сторону настоящего времени — не могут осуществляться явления, составляющие психосенсорную сферу.

Такое расхождение времен и неотрывных от них двух рядов психических процессов характерно для большинства людей и составляет одно из выражений пространственно-временной организации психики человека, определяя разрешения и запреты; лишь несоблюдение этой закономерности может снять запреты, что. по-видимому, имеет место у некоторых левшей в приступообразных состояниях, когда они обнаруживают невозможные для большинства людей психические феномены.

Rambler's Top100