Заключение. Функциональные асимметрии человека. Брагина Н. Н., Доброхотова Т. А..

В ходе широко развернувшихся исследований функциональной асимметрии мозга все более очевидной становится несостоятельность представлений об автономии каждого из полушарий в обеспечении разных видов деятельности человека, о том, что в результате расщепления мозга человек получает как бы два мозга взамен одного. Широкое распространение в специальной литературе понятий «правый мозг», «левый мозг» отражает лишь успехи междисциплинарного изучения асимметрии мозга. Утвердившийся принцип сравнительного анализа структурно-функциональных особенностей правого и левого больших полушарий мозга по сути отражает одно из основных положений диалектического подхода к изучению функциональной асимметрии мозга: «Раздвоение единого и познание противоречивых частей его… есть суть (одна из „сущностей”, одна из основных, если не основная, особенностей или черт) диалектики» [Ленин В. И., 1963, т. 29, с. 316] Клинический опыт убеждает в том, что ни левое, ни правое полушарие мозга не имеет преимуществ. Независимо от стороны поражения мозга больные с очаговым повреждением мозга обнаруживают снижение или даже невозможность социальной адаптации. Поэтому сохранение парной работы полушарий и структурная целостность мозга — главное условие, без которого невозможно формирование полноценной психической деятельности.

Только в парной работе проявляется асимметрия функций полушарий мозга. Гипотеза об асимметрии полушарий как о выражающей собой особую пространственно-временную организацию функций целого мозга основана на сравнительном анализе психопатологической симптоматики избирательного поражения мозга правшей и левшей. Нарушение симметрии функций пространственно противоположных полушарий мозга в этой гипотезе предполагается опосредованным временем. Функциональный вклад правого и левого полушарий в формирование психики человека предполагается различным потому, что полушария в их парной работе функционируют несходно во времени. Парная работа осуществляется в настоящем времени так, что правое полушарие опирается на прошлое, левое — на будущее время.

Основной акцент в этой гипотезе приходится на пространство и время, пространственно-временную организацию, во-первых, работы мозга как материального тела и, во-вторых, целостной психики, составляющейся из психических процессов, зависимых от правого и левого полушарий. Остаются открытыми многие вопросы. В частности, о том, в каких соотношениях между собой находятся пространство и время внешнего мира, пространство и время, в которых функционирует целостный мозг, и, наконец, пространство и время, в которых реализуются психические процессы. Гипотезой допускается возможность эволюции пространства и времени в том смысле, что одним из проявлений достигнутой в эволюции особой пространственно-временной организации живого функционирующего мозга может быть то, что правомерно, видимо, обозначить как организацию (создание) мозгом пространства и времени, в которых осуществляются психические процессы, зависимые от данного конкретного мозга.

Гипотеза исключает целеполагающий аспект в объяснении природы и происхождения функциональной асимметрии мозга. Индивидуальные особенности психики каждого человека предполагаются определяющимися пространственно-временной организацией функционирования его мозга, особенностями индивидуальных пространства и времени (настоящего, прошедшего, будущего). В ходе изложения гипотезы ставился вопрос о правомерности использования принципа симметрии — асимметрии и в анализе психической сферы: представлялись асимметричными, противоположными друг другу психические процессы, зависимые от правого и левого полушарий мозга, по времени их организации. Целостная психика предполагается тем более эффективной, чем более асимметричны составляющие ее процессы. Асимметрия последних проявляется только при одновременном и параллельном их осуществлении возможном, по-видимому, лишь при несходном функционировании полушарий в их парной работе во времени.

Не исключается возможность того, что пространственно-временным различием парно работающих полушарий мозга объяснятся многочисленные различия, описанные в литературе как несходные способы обработки информации правым и левым полушариями мозга. С точки зрения излагаемой гипотезы могут быть предприняты попытки поставить вопрос о запретах и разрешениях на психические явления, который неизбежно возникает при сравнении психопатологической симптоматики очагового поражения мозга правшей и левшей, а также вопрос о принципиальном различии асимметрии мозга человека и животных. Использование принципа симметрии — асимметрии в изучении феномена асимметрии мозга раскрывает новые ракурсы рассмотрения соотношении «мозг — психика». В частности, отпадает необходимость думать о неких прямых связях определенных психических процессов с определенной структурой мозга; эти связи предполагаются опосредованными пространством и временем; качество психической деятельности выглядит соответствующим состоянию индивидуальных настоящего времени и пространства, асимметрии прошедшего — будущего времен, правого — левого пространств.

Можно надеяться на то, что в ходе подобных исследований могут раскрыться существенно новые проявления самого принципа симметрии — асимметрии правого и левого в природе, отсутствующие в ней на уровнях организации ниже уровня человека; эти новые проявления должны относиться к пространственно-временной организации психики, сознания человека. Правомерным становится вопрос о возможности двух описаний психики (сознания) человека, одно из которых основано на учете специфически психического содержания явлений сознания, другое — на учете пространственно-временной организации тех же явлений.

Rambler's Top100