В качестве центрального образа возьмем образ шариковой авторучки. Она часто попадается на глаза и будет побуждать вас вспоминать хронологическую таблицу.
Разберите центральный образ на несколько частей. Выделите из авторучки: пружинку, стержень, пишущий узел, шарик.
Разделите хронологическую таблицу на несколько равных частей так, чтобы в каждой получилось по 8 дат.
Преобразуйте все даты таблицы в зрительные образы.
Приемом «Матрешка» запомните отдельно каждую короткую последовательность дат.
Схема «сборки» хронологической таблицы на одном образе.
Последовательность блоков информации удобно запоминать методом Цицерона.
Мысленно повторите запомненные последовательности и проверьте точность запоминания цифр дат.
Извлекайте из памяти образы, обозначающие цифры даты и ассоциативной связью привязывайте к ним соответствующие события.
После контрольного припоминания повторяйте таблицу мысленно по опорным образам и с полной расшифровкой.
Проанализируем запоминание на фрагменте хронологической таблицы.
После разбивки таблицы из 32 дат на четыре части получилось четыре фрагмента по 8 дат. Вот один из них.
Год Событие
500 возникновение государства франков
630 образование Арабского государства
800 провозглашение императором Карла Великого
843 заключение Верденского договора о разделе империи Карла Великого
863 создание Кириллом и Мефодием славянской письменности
962 образование Священной Римской империи
1054 разделение христианской церкви на Западную и Восточную 1066 завоевание Англии герцогом Нормандии
Преобразуем в образы цифры дат:
500 пБНмНм БаНаН; 630 ШлкХнМ ШаХМаты; 800 ВфНмНм ВаННа; 843 ВфЧщКх оВеЧКа; 863 ВфшЛКх ВаЛиК; 962 РцшЛдТ РуЛеТка; (1)054 НмПбЧщ Новая ПеЧь; (1)066 нМШлшЛ МыШеЛовка.
Привязываем первый образ «Банан» к образу «Пружинка». Приемом «Матрешка» запоминаем последовательность получившихся образов: пружинка, банан, шахматы, ванна, овечка, валик, рулетка, новая печь, мышеловка.
Мысленно повторяем и проверяем правильность кодирования и декодирования числовой информации.
Последовательно достаем из памяти опорные образы (в которых закодированы цифры дат) и, образуя с ними ассоциации, запоминаем события:
«Банан флажок франк»;
«Шахматы флажок араб»;
«Ванна ворона (Карл) корона»;
«Овечка веревка деньги ворона»;
«Валик энциклопедия «Кирилл и Мефодий»;
«Рулетка римский священник корона»;
«Новая печь церковь»;
«Мышеловка обр. код Англии нора мандарин».
Аналогично запоминаются и остальные части хронологической таблицы. Подбирайте образы максимально простые и информативные. Кодирование названий должно проводиться очень точно (нор манд ия).
После того, как запомнены все даты хронологической таблицы (в упражнении их 32), сделайте контрольное припоминание и приступайте к мысленному повторению. На материале этой хронологической таблицы отработайте три уровня повторения (см. «Метод активного повторения»).
Образы, в которых собраны блоки разной информации, дополнительно привязываются к легко припоминаемым опорным образам.
В более сложных хронологических таблицах, в которых присутствуют точные даты и трехзначные числа часто повторяются, за основу ассоциации следует брать образ, обозначающий событие. Т.е. числовая информация фиксируется как элемент ассоциации (см. «Прием записи на разные части образа»). Если в таблицах числа не повторяются, их можно (как исключение) запомнить последовательно, связывая друг с другом приемом «Матрешка».