Музыка наводит мосты. Неужели я гений? В. Венгар, Р. Поу. Все начинается с детства.

Занятия музыкой — это один из самых простых путей открытия потока образов. Исполнение музыкальных произведений и прослушивание музыки не только способствуют наведению мостов между разными полюсами мозга, но и, как показывают опыты, развивают воображение.

Ученые Монреальского неврологического института исследовали воздействие на мозг музыки различных жанров, сопровождая эксперимент сканированием мозговых процессов испытуемых с помощью позитронного эмиссионного томографа (ПЭТ). Томограммы показали, что, как только начинала звучать музыка, кровь устремлялась не только к правой височной доле мозга, участвующей в прослушивании, но и в область правого полушария, которая управляет зрением. Так как во время эксперимента глаза у исследуемых были закрыты, ученые сделали вывод об автоматической стимуляции возникновения мысленных образов.

В главе 2 мы говорили о том, что синестетики, слушая музыку, видят целые вереницы образов неопределенных очертаний и форм, несомненно, доставляющих им удовольствие. Проведенный в Монреале эксперимент дает возможность предположить, что все мы способны реагировать на музыку так же, как и синестетики, просто в большинстве случаев мы подавляем образы, прежде чем они достигают нашего сознания.

Скрипка Эйнштейна.

Учеными установлено, что определенные жанры музыки воздействуют как мощные стимуляторы и на детей, и на взрослых. Однако дюссельдорфский эксперимент показал — в детстве воздействие музыки более активно.

Большую часть своей жизни Альберт Эйнштейн был страстным скрипачом. О своих увлечениях музыкой и физикой он говорил: «Оба они имеют один источник и дополняют друг друга…» Люди, близко знавшие Эйнштейна, отмечали, что занятия музыкой удивительно благоприятно влияли на его творческие способности. Старший сын вспоминал: «Как только отец чувствовал, что подходит к завершению работы или же если в работе возникали трудности, он обращался к музыке — и, как ни странно, все проблемы разрешались». По словам сестры Эйнштейна, игра на музыкальном инструменте «приводила его в умиротворенное состояние, способствующее плодотворным размышлениям». Ломая голову над сложнейшими вопросами физики, Эйнштейн играл на скрипке до тех пор, пока не приходило решение. Тогда он вставал и объявлял: «Ну вот, наконец-то я понял, в чем тут дело!»

«Решение приходило к нему неожиданно», — отмечала сестра.

Игра на скрипке успокаивала Эйнштейна и открывала доступ к подсознательному. Но не исключено, что она давала ему и нечто большее. Эйнштейн впервые взял в руки скрипку в шестилетнем возрасте. К тому времени когда ему исполнилось четырнадцать, он исполнял сонаты Бетховена и Моцарта и долгими часами импровизировал на фортепьяно. Не исключено, что необычайно мощный интеллект Эйнштейна является результатом тренировок в детские годы — ведь занятия музыкой, как известно, способствуют развитию интеллекта.

Rambler's Top100