Музыка Моцарта. Неужели я гений? В. Венгар, Р. Поу. Все начинается с детства.

Ученые Центра нейробиологии Калифорнийского университета протестировали студентов из 36 колледжей, пытаясь определить уровень их интеллектуального развития. В течение десяти минут после проведения теста студенты слушали сонату Моцарта для двух фортепьяно до мажор К. 488. Повторное тестирование сразу же после прослушивания показало увеличение IQ на 8–9 баллов. Правда, примерно через пятнадцать минут показатели вернулись на прежний уровень, но этот факт позволил ученым предположить, что именно бессмертное творение Моцарта явилось причиной временного интеллектуального роста. Другие ученые, занимающиеся подобными исследованиями, также убеждены в волшебной силе музыки, способной при «регулярном употреблении» вызвать устойчивое повышение IQ.

Когда психологи пытаются объяснить феномен воздействия музыки, они, конечно, не пользуются понятием наведение мостов, но один из исследователей, Гордон Шоу, высказал предположение, что сложная музыка каким-то образом питает и отделы мозга, ответственные за абстрактное мышление, — отделы, не имеющие прямого отношения к восприятию звуков и мелодий.

Открытие Лозанова.

Во время работы над докторской диссертацией в Харьковском университете психолог Георгий Лозанов сделал замечательное открытие. Он изучал различные методы ускоренного обучения, используемые в Советском Союзе, включая гипноз, обучение во сне и даже йогу. Эти методики уже доказали свою эффективность, но пользоваться ими было очень сложно.

Лозанов также узнал, что в больницах Советского Союза для снятия болей и успокоения пациентов используется музыка. Вернувшись домой, в Болгарию, Лозанов вместе со своим коллегой доктором Алеко Новаковым занялся исследованиями, пытаясь определить, в какой степени музыка влияет на процесс обучения. К этому времени американские ученые Линн Купер и Милтон Эриксон уже обнаружили, что у людей, слушающих звуки метронома в ритме 60 ударов в минуту, наступает «альфа-состояние» — идеальное для обучения и запоминания. Не зная об этом факте, Лозанов и Новаков совершенно независимо сделали аналогичное открытие, но используя медленную музыку барокко с ритмическим размером 60–64 такта в минуту. Жанр барокко был очень распространен в Европе с 1600 по 1750 год. Его популярность прошла после смерти одного из самых выдающихся композиторов и исполнителей — Иоганна Себастьяна Баха. Для музыки барокко характерны богатая звуковая палитра гамм и четкий ритм.

Лозанов и Новаков открыли, что под воздействием музыки барокко информация воспринимается и усваивается так же эффективно, как и при обучении во сне. Это открытие вскоре привело к разработке нового метода. Согласно его условиям, информация — например, фразы на иностранном языке — представляется с интервалом в четыре секунды на фоне музыки барокко в ритме 60 тактов в минуту. Первые же результаты показали, что студенты усваивают от 60 до 500 иностранных слов в день. Вскоре в советской прессе замелькали заметки о том, что, пользуясь методом Лозанова-Новакова, можно без труда овладеть иностранным языком всего за один месяц.

Большинство американских ученых не обратили тогда внимания на слишком уверенные заявления, сочтя их очередной коммунистической пропагандой. Однако специалисты из Университета штата Айова решили проверить предложенный метод и вскоре добились успеха: на фоне музыки барокко у участников эксперимента наблюдался рост способности запоминания на 26 процентов, а скорости обучения — на 24 процента.

В наше время в Соединенных Штатах в любом книжном магазине продается ставшая настоящим бестселлером 1979 года книга Шейлы Острандер и Линн Скроудер «Суперобучение», где в общедоступной форме излагаются методы обучения под музыку барокко. Особенно проворные продавцы параллельно торгуют и специально подобранными по лозановским стандартам музыкальными записями. Один из наиболее доступных в наше время поставщиков — компания «Суперобучение» в Нью-Йорке.

Заряд Моцарта.

Как считал доктор Алфред Томатис — всеми уважаемый член Французской академии медицинских наук, ключевую роль в электроподзарядке мозга играют уши. Когда электрический потенциал мозга начинает ослабевать, мы испытываем усталость и тупеем на глазах. Как и батареи, клетки мозга должны время от времени подзаряжаться. Томатис открыл, что одним из способов подзарядки является прослушивание высокочастотных звуков — 5000–8000 Гц. Согласно Томатису, вибрация клеток Карти — волосковых сенсорных клеток внутреннего уха — действует как своеобразный генератор мозга.

Путем многолетнего анализа Томатис пришел к выводу, что музыка Моцарта содержит наибольшее число звуков нужного частотного диапазона, ну а тяжелый рок — наименьшее. Также он рекомендует в целях подзарядки мозга слушать музыку барокко и григорианские песнопения.

Открытия Лозанова, Новакова и Томатиса полезны людям любого возраста. Они имеют особое значение для интеллектуального развития детей — как после, так и до их рождения. Именно с их помощью появился широкий диапазон простых, но эффективных способов коррекции мозговых процессов, некоторые из которых будут рассмотрены на следующих страницах книги.

Rambler's Top100