Используем резервы. Развитие памяти. Ю.К.Пугач.

Резервами памяти являются наши ощущения. Природа наградила нас способностью помнить не только то, что мы видим (пусть даже в воображении), но и то, что слышали, обоняли, ощущали кожей…

Какие же ощущения имеются в нашем распоряжении и как мы можем использовать их для укрепления памяти?

Мы располагаем пятью чувствами: зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. Добавим к ним еще и эмоциональные ощущения и двигательные (моторные).

Свыше 90 % всей информации человек получает через зрительный канал.

Но остаются и другие ощущения, которые могут принять участие в работе. Слуховые ощущения можно использовать не только тогда, когда в тексте о них идет речь. Можно просто представлять звучание того или иного предмета, шум, сопровождающий то или иное явление. Такая побочная, но хорошо запоминающаяся информация поможет извлечению из ДВХ основной информации, поскольку прочно с ней связана и служит хорошей зацепкой для памяти.

Осязание также дает много информации, которая «приклеивается» к основной и запоминается лучше ее. Поэтому при вспоминании может служить хорошей зацепкой. Так, мы хорошо помним предметы на ощупь: теплое и холодное, твердое и мягкое, колючее и пушистое, гладкое и шершавое, скользкое и липкое…

Вкусовые и обонятельные ощущения помнятся обычно слабее, но для некоторых людей являются очень важными.

Прочно сидят в памяти и эмоциональные ощущения: радость, веселье, восторг, грусть, печаль, тоска, злоба… — и тоже могут служить зацепками.

То же можно сказать и о двигательных ощущениях. Это моторная память, память наших мышц на движение, например: походка, почерк, жесты, мимика и проч.

Некоторые ученые считают, что у двух-, трехлетних детей феноменальная память. И правда, вызывает изумление их способность запоминать сказки. У них не было тренировок, не было опыта интеллектуальной работы, но попробуйте второй раз прочитать ему сказку, пропуская какие-то детали. Ребенок возмущается и требует читать «как раньше».

Чтобы понять, откуда такие способности, понаблюдайте за ребенком во время чтения: за его мимикой, жестами, эмоциями. Загляните ему в глаза и вы увидите, что во время чтения его нет рядом с вами — он… в сказке! Он вошел в нее и живет там полной жизнью, испытывая совершенно реальные ощущения. Это и не удивительно, так как язык — это вторая сигнальная система и вызывает у нас те же ощущения, что и в реальной жизни. Но чем старше мы становимся, тем меньше прислушиваемся к своим ощущениям: привыкаем работать на других уровнях. Чем старше — тем дальше от Природы! И это далеко не всегда оправданно.

Rambler's Top100