Что помогло становлению ИИ: революция когнитивных технологий. искусственный интеллект.. искусственный интеллект. Исследования и прогнозы в IT.. искусственный интеллект. Исследования и прогнозы в IT. когнитивные технологии.
Что помогло становлению ИИ: революция когнитивных технологий - 1

Интеллект – это способность адаптироваться к изменениям. Стивен Хокинг

Появление нового научного направления – искусственного интеллекта – совпало с появлением когнитивной психологии, изучавшей познавательные способности человеческого интеллекта. Когнитивные технологии – мэйнстрим нашего времени.

Когнитивный (лат. cognitio «знание») – связанный с познанием. Когнитивные способности помогают человеку познавать себя и окружающий мир. Синоним – познавательные способности.

 Наука о когнитивных способностях зародилась в античные времена. Великие мыслители Древней Греции уже тогда задумывались, как человек познает мир. Они заложили основы теории познания.

Когнитивные способности используются в процессе познания. Когнитивные способности в процессе познания развиваются. «Способности-познание» – система с положительной обратной связью. Чем больше познает человек, тем лучше становятся его когнитивные способности. И тем больше он получает возможностей для познания.

Познание – это изучение, осмысление и освоение нового, встраивание нового в систему сложившихся представлений, последующее применение нового и его развитие.

В середине XX века появился еще один термин – когнитивная сфера человека. В этот период зарождалась кибернетика – наука об общих закономерностях получения, хранения, преобразования и передачи информации в сложных управляющих системах, будь то машины, живые организмы или общество. К исследованиям в этой области подключились психологи, которые пытались обобщить и собрать в стройную систему когнитивные способности и познавательную деятельность человека.

Когнитивная сфера личности – это совокупность психических процессов, которые используются в ходе познавательной деятельности человека. Она включает в себя:

  • перцептивные процессывосприятие, ощущения, внимание, отвечающие за восприятие информации из внешней среды;

  • мнемические процессы, к которым относится память, отвечающая за восприятие, воспроизведение, забывание и сохранение полученной информации;

  • интеллектуальные процессы – воображение, мышление, речь, отвечающие за обработку, генерацию и передачу информации.

Когнитивная сфера человека отвечает за поступление, хранение и обработку информации в ходе познавательной деятельности. Некоторые психологи считают, что когнитивную сферу отличают логика и рациональность, и она не связана с развлечениями, эмоциональными волнениями и привязанностями. По нашему мнению, это достаточно спорный и узкий взгляд. Ведь работу настоящих исследователей и творцов постоянно сопровождают эмоциональные подъемы и разочарования, интуитивные прорывы и озарения.

В современном цифровом мире складывается парадоксальная ситуация. С одной стороны, технологический прогресс обеспечивает минимальными ресурсами для выживания человеческих особей с любым уровнем развития интеллекта. С другой стороны, значение когнитивных способностей для адаптации к миру Цифры возрастает.

Этому есть интересное доказательство.

Параллельно с концепцией промышленных революций была выдвинута концепция технологических укладов. Технологический уклад – совокупность связанных технологий, используемых в производстве на определенном этапе развития человеческого общества. В каждом технологическом укладе принято выделять ключевые технологии и соответствующие им производства. Они образуют ядро технологического уклада.

Сторонники концепции считают, что человечество сейчас находится на переходной стадии от пятого к шестому технологическому укладу. Для нашего сюжет важно следующее. В ядро технологических укладов с первого по пятый включались технологии в привычном нам понимании. Паровые машины и электричество, химическая промышленность и тяжелое машиностроение, радиосвязь, телеграф, автомобили, атомная энергетика, микроэлектроника, персональные компьютеры, коммуникационные технологии.

В связи с шестым технологическим укладом появился новый термин. НБИК-конвергенция (NBIC-конвергенция) – гипотетическое ядро шестого технологического уклада, основанное на объединении и синергетическом усилении достижений нано-, био-, информационных и когнитивных технологий.

Впервые в ядро уклада включены технологии, напрямую связанные с человеческим интеллектом – когнитивные технологии. Они включены в шестой технологический уклад по двум основным причинам. Во-первых, когнитивные технологии позволяют на научной основе подходить к повышению эффективности работы человеческого мозга. Во-вторых, без прорыва в когнитивной науке человечество не сможет создать полноценный сильный искусственный интеллект.

Вот такие две противоречивые причины. При помощи когнитивных технологий мы одновременно хотим улучшить человеческий вид и создать ему интеллектуальную замену.

Простого и ясного определения когнитивных технологий мы не нашли. Возможно, плохо искали. С примерами и классификацией тоже большая проблема. При определении «технологии, связанные с познанием окружающего мира» к ним можно отнести многое. Практически все цифровые технологии связаны с познанием. Поэтому в публикациях к когнитивным технологиям иногда относят обработку больших данных, автоматический перевод текстов, контекстную рекламу… Понятно, что такая трактовка из-за своей обширности малопродуктивна.

Мы предлагаем следующее определение:

Когнитивные технологии – технологии, взаимодействующие с мозгом человека; анализирующие и имитирующие работу сознания в ходе познавательной деятельности; направленные на развитие когнитивных способностей человека.

В определении выделены три категории когнитивных технологий:

  • нейроинтерфейсы и иные технологические решения для непосредственного взаимодействия с мозгом человека;

  • искусственный интеллект, имитирующий или воспроизводящий работу человеческого мозга;

  • технологии, предназначенные для использования и развития когнитивных способностей человека.

Технологии, предназначенные для использования и развития когнитивных способностей человека, можно позиционировать по-другому. Как инструменты и методы их применения, которые человек использует при познании окружающего мира и своего Я. Такие инструменты – например, наскальная живопись – появились еще во времена первобытнообщинного строя.

Совершенствование инструментов, помогающих человеку в познании мира, принято описывать информационными революциями.

Информационная революция – это глубокие качественные изменения, происходящие в результате внедрения новых средств хранения, обработки и передачи информации.

Первая информационная революция связывают с изобретением письменности. Вторую с появлением книгопечатания. Третью с телеграфом, телефоном, радио, телевидением. Четвертая началась с распространением персональных компьютеров. Создание интернета запустило пятую информационную революцию, которую мы переживаем с начала XXI века. Шестую информационную революцию, похоже, устроят человечеству нейросети.

Описание информационных революций читатель сможет найти в нашей книге «Цифра и человек». Здесь только отметим, что по ходу информационных революций усложнялось технологическое окружение, которое сопровождало и обеспечивало познавательную деятельность человечества.

Великие философы Древней Греции – Сократ, Платон, Аристотель – познавали мир «на кончике пера». Правда, Сократ отказывался записывать свои диалоги, но за него это сделали его ученики. Рукописные источники были редки и в основном – фундаментальны. Для их осознания требовались серьезные интеллектуальные усилия.

Схоласты раннего Средневековья занимались синтезом христианского богословия и философии. В тиши библиотек монастырей и первых университетов их окружали многочисленные рукописные книги, которые требовали духовной и аналитической работы. Творчество как элемент познания не приветствовалось.

В эпоху Возрождения познание мира по содержанию и инструментарию начало приближаться к современному пониманию. Великие представители этой эпохи во главе с Леонардо да Винчи переключались от созерцательных подходов в познании мира к научно-практическим. Наряду с книгами, которые постепенно переходили от рукописного к печатному формату, в инструментарий входили многочисленные механические приборы и устройства.

Эпоха Просвещения стала ключевой вехой в трансформации познавательной деятельности человечества. Ньютон, Вольтер, Ломоносов и другие знаменитые представители эпохи Просвещения активно развивали научные представления о мире, задавали стандарты интеллектуальной человеческой деятельности.

Первая промышленная революция в конце XVIII века запустила стремительный технологический процесс. Новые технологии постепенно проникали во все сферы человеческой деятельности. И в первую очередь менялось технологическое окружение познавательной деятельности, которая, наконец, получила массовое признание. Времена гениев-одиночек и познания «на кончике пера» уходило в прошлое.

Вторая промышленная революция дала миру электричество, которое полностью изменило наш мир. Электричество позволило существенно расширить инструментарий, который использовался в познавательной деятельности человечества. С его распространением интеллектуальный труд стал постепенно вытеснять труд физический.

Следующей важной вехой в развитии технологий, связанных с познавательной деятельностью, можно считать появление персональных компьютеров. Они стремительно, в течении нескольких десятилетий захватили наш мир и стали основным инструментом для повседневной интеллектуальной человеческой деятельности.

И, конечно, нельзя обойти вниманием пятую информационную революцию – революцию интернет-технологий. В сочетании с повсеместно распространенными компьютерными устройствами интернет дал в руки людей небывалые возможности для получения и обработки информации. То, что получение информации стало доминировать над обработкой, это отдельная тема, к которой мы еще вернемся.

Но все эти революционные изменения, усложняя технологическое окружение познавательной деятельности, не превращались в целостную, взаимосвязанную когнитивную среду. Для этого нужна шестая информационная революция – революция генеративного ИИ.

Приведем аналогию. Сначала компьютерные программы устанавливались на отдельные компьютеры. Потом компьютеры стали объединяться в локальные сети, ПО устанавливалось на сервера и становилось доступно для коллективного пользования. Облачные технологии позволили предельно централизовать размещение, обновление и использование ПО. Появились цифровые платформы, которые объединяли пользователей в рамках общей информационной среды. Венцом этой трансформации стало появление цифровых экосистем, объединяющих в едином информационном пространстве всех пользователей и предоставляющих полный спектр цифровых услуг.

Сегодня появляется возможность создания когнитивной экосистемы человека. Такая экосистема в перспективе может объединить все три вида когнитивных технологий в единое информационное пространство. До использования в познавательной деятельности нейроинтерфейсов пока далеко. Но вот интегрировать в единую экосистему технологии искусственного интеллекта и иные технологии, обеспечивающие когнитивную деятельность человека, представляется весьма перспективной задачей.

Резюме. Когнитивная экосистема сможет объединить когнитивную сферу человека и весь технологический инструментарий, который человечество создало за тысячелетия эволюции. В том числе свое главное творение – искусственный интеллект.

Автор: Digit-march

Источник

Rambler's Top100