Основные инстинкты, которых, как говорит наука, у человека — нет. инстинкты.. инстинкты. научно-популярное.. инстинкты. научно-популярное. потребности.. инстинкты. научно-популярное. потребности. Управление сообществом.. инстинкты. научно-популярное. потребности. Управление сообществом. Читальный зал.
Основные инстинкты, которых, как говорит наука, у человека — нет - 1

Тема инстинктов у человека – пример того, как научные взгляды и терминология терпят поражение в публичном пространстве. Многие люди уверены, что в основе поведения лежат два основных инстинкта – самосохранения и размножения, приправленные налетом культуры и воспитания. У каждого человека этот налет имеет свою толщину.

Более продвинутые добавляют третий основной инстинкт, доставшийся нам от стайных животных. Третий инстинкт называют по-разному – инстинкт власти, иерархический инстинкт, социальный инстинкт, инстинкт самосохранения группы. Этот инстинкт обеспечивает стайным животным модели поведения в сообществе себе подобных.

Инстинкт – сильное понятие. По умолчанию люди считают, что противиться своим инстинктам, подавлять их – очень сложно или почти невозможно. Основные инстинкты служат оправданием и объяснением многим поступкам, которые принято осуждать.

Но дело в том, что с точки зрения науки инстинктов у человека нет.

В биологии инстинкт – совокупность врожденных потребностей и врожденных программ их удовлетворения. Врожденная программа удовлетворения включает в себя ключевой стимул, общий у всех представителей данного вида, который всегда будет вызывать один и тот же фиксированный комплекс действий.

Ключевой стимул – это врождённый пусковой механизм, который проявляется непременно у всех представителей вида, даже если они росли изолированно от своих соплеменников.

В качестве ключевого стимула могут выступать самые разнообразные сигналы. Химические (например, феромоны), акустические, визуальные. Предъявление животному данного вида ключевого стимула влечёт за собой специфическую врождённую реакцию.

Рассмотрим два классических примера.

У рыбы колюшки в брачный период брюшко самца окрашивается в яркий красный цвет. Другие самцы с красным брюшком вызывают в этот период неизбежную агрессию самца, охраняющего свою территорию. Агрессию вызывают также различные предметы, например, куски пластика, у которых нижняя часть окрашена в красный цвет. Самцы с брюшком обычного цвета агрессии не вызывают.

Обезьяны, выращенные в изоляции, без материнской опеки, не способны осуществить акт совокупления самостоятельно. При этом самки противодействуют попыткам самцов осуществить спаривание.

В первом случае мы имеем классический с точки зрения биологии инстинкт. Во втором случае концепция инстинкта продолжения рода рассыпается под влияние внешних факторов.

Сказанное не отрицает биологическую природу человека. Ученые не сомневаются, что человек – существо биосоциальное, и его поведение определяется не только социальными факторами. Для объяснения биологического в поведении человека они оставляют первую часть из определения инстинкта – врожденные потребности.

Их наличие у человека не оспаривается. Врожденные потребности есть у обезьян и других высокоорганизованных животных. Только чем более высоко на эволюционной лестнице находится вид, тем меньше у него инстинктов в биологическом смысле. У приматов жестко фиксированных врожденных программ поведения нет. Изменение внешних условий способно менять поведенческие модели, казавшиеся ранее врожденными. Для человека внешние обстоятельства еще более значимы.

Эволюция предполагает борьбу за выживание и порождает потребность организма в самосохранении. Выживание человека на протяжении миллионов лет зависело от того, найдет ли он пищу. Наедаться до отвала при любой возможности – это заложенная в нас модель удовлетворения врожденной потребности в пище. Те, кто в первобытные времена так не делал, погибали с большей вероятностью и потомства оставляли меньше. Поэтому даже в условиях избытка еды человеческий организм воспринимает попытки ограничений как подавление врожденной потребности в пище и сопротивляется. Современная эпидемия ожирения – это в том числе эволюционное следствие голодной жизни наших предков.

Потребность в самосохранении – это не только поиск пиши, но и избегание угроз жизни. За миллионы лет этот вариант потребности породил у людей множество страхов. Страх темноты – а вдруг в темной пещере лев? Страх высоты – а вдруг сорвусь с этого дерева или этой скалы? Испуганная реакция на неожиданные громкие звуки или быстрые движения. Большинство людей научились с этими страхами спокойно уживаться. Но для кого-то они превращаются в фобии, а жизнь с фобией – в постоянный стресс.

Эволюция предполагает размножение, потребность в продолжении рода. Продолжение рода у многих видов зависит от успехов в брачных играх. Их многообразие в живой природе поражает. У простых видов брачные игры происходят в рамках классических инстинктов (пример с рыбой колюшкой). У высших животных брачные игры усложнялись, трансформируясь под влиянием внешних обстоятельств. Стайные животные внесли в брачные игры социальную составляющую.

Человечество модернизирует на основе брачных игр культуру и традиции, порождая самые причудливые формы. Мощный человеческий интеллект и творческое воображение позволили создать бесчисленное количество шедевров, воспевающих Любовь.

Циник может сказать, что в основе любовной лирики лежит исключительно потребность в продолжении рода. Зигмунд Фрейд считал, что неудовлетворенные сексуальные желания сублимируются в творческую энергию. К счастью, врожденные и приобретенные потребности человека – сложная система. В ней есть место потребностям в признании и самореализации, которые гораздо больше влияют на творчество.

В заключении рассмотрим третий блок потребностей, доставшихся нам от наших предков, живших сообществами. Это потребности в общении с себе подобными.

Чтобы быть устойчивой, такая жизнь должна строиться в соответствии с определенными правилами. Неупорядоченные отношения в рамках сообщества животных приводили бы к постоянным конфликтам, снижая шансы членов сообщества на выживание.

Любое сообщество животных строится на иерархических принципах. Каждая особь занимает в иерархии конкретное место, которое определяет ее «права и обязанности».

Во главе сообщества животных чаще всего находится альфа-самец – наиболее сильная и агрессивная особь мужского пола. Ему достаются лучшие самки, лучшая еда и право наказывать всех остальных членов сообщества. Остальные животные распределяются по иерархии сверху вниз, вплоть до изгоев, которыми помыкают все остальные члены сообщества. Чем выше место особи в иерархии, тем больше у нее шансов и возможности оставить потомство.

В природе есть интересное исключение – обезьяны бонобо, маленькие шимпанзе. Во главе сообществ стоят альфа-самки. При этом обезьяны бонобо наиболее приближены к человеку по строению, набор их генов на 98% совпадает с набором генов человека.

В блоке социальных потребностей можно выделить две составляющие. Во-первых, для особи важно встроиться в жизнь сообщества хоть в какой-то роли. Остаться вообще вне сообщества – хуже и опаснее, чем занять в иерархии самую нижнюю ступеньку. Во-вторых, особи стараются занять в иерархии как можно более высокое место. В идеале – место альфа-лидера или брачного партнера альфа-лидера. Эту потребность иногда называют инстинктом власти.

В иерархии животных – одна лестница для пути вверх или вниз. Человек – существо интеллектуальное и творческое. Для удовлетворения социальных потребностей он придумал много лестниц-иерархий. На одних лестницах успех связан с интеллектом, на других – с физическими возможностями, на третьих – с талантами и усердием, на четвертых – с «инстинктом власти» и беспринципностью.

Понимание своих потребностей – важный шаг в адаптации к окружающему миру. Понимание позволяет перейти к следующим шагам – структурированию собственных потребностей, выстраиванию приоритетов, выбору наиболее эффективных и адекватных способов удовлетворения.

Сайт серии книг «Цифра на марше».

Скачать бесплатно книгу «Цифра и экономика».

Автор: Digit-march

Источник

Rambler's Top100