10 забытых гаджетов, которые были слишком круты для своего времени. selectel.. selectel. Блог компании Selectel.. selectel. Блог компании Selectel. Гаджеты.. selectel. Блог компании Selectel. Гаджеты. История IT.. selectel. Блог компании Selectel. Гаджеты. История IT. Производство и разработка электроники.. selectel. Блог компании Selectel. Гаджеты. История IT. Производство и разработка электроники. умные устройства.. selectel. Блог компании Selectel. Гаджеты. История IT. Производство и разработка электроники. умные устройства. Умный дом.
10 забытых гаджетов, которые были слишком круты для своего времени - 1

Вряд ли вас сегодня удивит новость об очередном крутом смартфоне, робо-собаке или игре с поддержкой 3D. Но вообще-то подобные девайсы появились куда раньше, чем многие думают. Просто порой они были слишком смелы для своей эпохи и провалились, но их идеи позже легли в основу того, чем мы пользуемся сегодня. Разберем 10 забытых гаджетов, которые могли изменить нашу жизнь, и посмотрим, почему рынок оказался к ним не готов. Детали под катом.

Перед тем как перейти к самим устройствам, вспомним атмосферу конца XX и начала XXI века. Мобильная связь была далеко не везде, интернет только пробивался в дома, а энергозатратные процессоры в мобильных устройствах требовали громоздких аккумуляторов. Тем не менее, инженеры и дизайнеры воплощали в жизнь смелые идеи о карманных компьютерах, автономных роботах и портативных 3D-консолях, зачастую опережая возможности рынка и инфраструктуры.

Многие из этих устройств не смогли завоевать популярность тогда, но их концепции впоследствии легли в основу привычных нам технологий. Перед вами гаджеты-проекты, которым просто не хватило времени.

Используйте навигацию, если не хотите читать текст целиком:
Apple Newton MessagePad (1993)
Sega Dreamcast VMU (1998) (1993)
Sharp Zaurus SL-C1000 (2002)
Nintendo Virtual Boy (1995)
AT&T EO Personal Communicator (1993)
Sony AIBO (1999)
Paro, робот-тюлень (2004)
Sony MiniDisc Walkman
Talkboy (1992)
Electrolux Trilobite (1996)
Итоги и уроки

Apple Newton MessagePad (1993)

10 забытых гаджетов, которые были слишком круты для своего времени - 2

Источник.

Вы когда-нибудь пробовали писать пальцем в заметках или слайдить по клавиатуре? Если да, вы пользуетесь идеей, которую Apple заложила еще в 1993 году в Newton MessagePad. Это был первый PDA, где можно было не только вести заметки стилусом, но и ожидать, что устройство поймет ваш почерк. Newton работал на процессоре ARM 610 с частотой 20 МГц, который позже стал основой для всего мобильного мира. Устройство имело 4 МБ ПЗУ и 640 КБ ОЗУ, из которых 150 КБ отводились на данные.

Для 1993 года это была неслабая машина: монохромный экран 336×240 пикселей, стилус и распознавание рукописного текста. Его, кстати, можно было связать с функциями устройства и автоматически создавать события в календаре на основе введенной информации.

Несмотря на инновационность, устройство было слишком дорогим (около $700 при запуске), а технология распознавания текста была далека от совершенства и часто критиковалась за ошибки. Это негативно сказалось на репутации Newton. Не было и магазина приложений, сторонние разработчики игнорировали платформу, а «умные» функции часто превращались в головную боль.

Тем не менее, идеи Newton — мобильный органайзер с рукописным вводом, стилус, интеграция с календарем стали фундаментом для последующих поколений планшетов и смартфонов. Через 15 лет аналогичные концепции воплотились в iPad и Samsung Galaxy Note, а ARM-архитектура, впервые примененная в Newton, сегодня доминирует в мобильных устройствах.

Sega Dreamcast VMU (1998)

10 забытых гаджетов, которые были слишком круты для своего времени - 3

Источник.

Представьте небольшого «компаньона» в вашем геймпаде — и вы не поверите, но в 1998 году Sega уже делала нечто подобное. Это не просто карта памяти, а полноценное мини-устройство с монохромным LCD-дисплеем, собственным процессором и кнопками управления. VMU вставлялся в геймпад Dreamcast и служил как второй экран. Только вы видели на нем секретные карты, статистику персонажа или тактические схемы в спортивных симуляторах, недоступные соперникам.

Но на этом фишки не кончались. VMU умел загружать мини-игры прямо с диска — и тут он превращался в портативную консоль. В Sonic Adventure вы могли вырастить виртуального питомца Chao и отправляться с ним на тренировку. Прямо в метро или автобусе, без приставки. Затем возвращали Chao обратно в основную игру, и тот уже был натренированным.

Почему же этот маленький гений не завоевал мир? Во-первых, сама Dreamcast стоила дорого, а сторонние разработчики не спешили адаптировать VMU-функции. Во-вторых, каждый геймпад «проглатывал» лишь две карточки: больше просто не помещалось. Ну и, наконец, автономная работа требовала двух батареек CR2032, которые с удивительной скоростью садились.

Сегодня мобильные companion-устройства для консолей и ПК и отдельные HUD-дисплеи для геймеров в порядке вещей. А многие проекты 2024-2025 годов смело опираются на ту самую концепцию персонализированного контента.

10 забытых гаджетов, которые были слишком круты для своего времени - 4

Sharp Zaurus SL-C1000 (2002)

10 забытых гаджетов, которые были слишком круты для своего времени - 5

Источник.

Sharp Zaurus SL-C1000 вышел в 2005 и стал настоящим карманным мини-ПК на Linux для тех, кто любит ковыряться «под капотом». Под его складывающейся крышкой прятался Intel XScale с частотой 416 МГц, 64 МБ RAM и 128 МБ флеш-памяти — достаточно, чтобы засунуть в него Qtopia, сетевые утилиты и собственные скрипты. Его отличительной особенностью была полноценная QWERTY-клавиатура в компактном корпусе с откидным и поворотным 3,7-дюймовым цветным сенсорным экраном с разрешением 640×480. Вы могли использовать Zaurus как в режиме ноутбука, так и в режиме планшета.

За счет SD и CompactFlash, инфракрасного порта и USB-хоста/клиента устройство превращалось в швейцарский нож: подключить внешний диск, клавиатуру или даже запустить эмулятор старой приставки было делом пары кликов, после которых SL-C1000 превращался в мобильный сервер или ретро-консоль.

Но энтузиастам, привыкшим к готовому решению, пришлось несладко: настройка требовала погружения в Linux-туннели, а локализованной прошивки не было. Официально Zaurus продавали только в Японии, а всему остальному миру приходилось полагаться на импорт и независимую локализацию. К тому же на горизонте уже маячили более дружелюбные PocketPC и Palm — аудитория SL-C1000 осталась узкой.

Тем не менее, наследие Zaurus чувствуется и сегодня: это был один из первых массовых Embedded Linux-карманников, задавший тон многим промышленным и игровым Linux-гаджетам. Открытая архитектура вдохновила производителей делать портативные решения «под себя» и доказала: по-настоящему гибкое устройство должно быть максимально настраиваемым.

Nintendo Virtual Boy (1995)

10 забытых гаджетов, которые были слишком круты для своего времени - 6

Источник.

В 1995 году Nintendo попыталась совершить революцию, выпустив Virtual Boy — первый портативный стереоскопический 3D-рэндерер без очков. Консоль напоминала настольный прибор с двумя красно-черными монохромными экранами (384×224), а вы втыкались лицом в окуляр, где глубина возникала за счет параллакса. Первый для того времени опыт иммерсивного 3D-изображения.

Однако несмотря на технологическую смелость, Virtual Boy быстро провалился на рынке. Среди ключевых причин: ограниченный каталог игр (всего 22 тайтла), крайне неудобная посадка и быстро возникающее головокружение или усталость глаз из-за особенностей дисплея. Монохромная красно-черная палитра и отсутствие поддержки полноценных цветных эффектов делали игровой процесс менее привлекательным по сравнению с конкурентами.

Поспешный выход на рынок (успеть до запуска Nintendo 64) обернулся незавершенным продуктом, и к концу 1995 было продано лишь около 350 000 штук вместо 1,5 млн запланированных. Уже в 1996 году Virtual Boy отправили на покой.

10 забытых гаджетов, которые были слишком круты для своего времени - 7

Источник.

Зато наследие оказалось впечатляющим: принципы стереоскопии и иммерсивного гейминга, заложенные в Virtual Boy, хоть и с задержкой, нашли отражение в Oculus Rift, PlayStation VR и других устройствах.

AT&T EO Personal Communicator (1993)

10 забытых гаджетов, которые были слишком круты для своего времени - 8

Источник.

В далеком 1993 году AT&T выпустила EO Personal Communicator — устройство, которое пыталось вложить в один корпус функции компьютера, GSM-модема, электронной почты, факса и даже браузера. Устройство работало на процессоре AT&T Hobbit на 20 МГц, имело от 4 до 12 МБ RAM и (в старшей модели EO-880) до 64 МБ встроенного диска. А 640×480 монохромный сенсорный экран поддерживал рукописный ввод и жесты в системе PenPoint OS, еще не знавшей пальцевых свайпов, но уже угадывавшей рукописные буквы.

Главной фишкой стал встроенный 14,4 Кбит/с модем и опциональный GSM-модуль: отправка e-mail и факсов, голосовые вызовы — все с одного гаджета! В комплекте шел доступ к AT&T EasyLink Mail, а через PCMCIA-слоты можно было подключить память, клавиатуру и даже другую периферию.

Однако несмотря на революционность, устройство оказалось слишком тяжелым (около килограмма) и дорогостоящим (базовая цена — от $1 999 без опций), а батарея держала максимум 45 минут в онлайн-режиме. В 1993 мобильные сети едва начинали покрывать города, а стоимость трафика могла разорить целый стартап. К 1994 EO отправили на покой, успев продать лишь малую часть тиража.

Наследие EO Personal Communicator стало очевидным спустя годы: именно этот гаджет впервые реализовал идею универсального мобильного устройства «все-в-одном», которую позднее воплотили современные смартфоны после появления энергоэффективных чипов и развитых мобильных сетей.

Sony AIBO (1999)

10 забытых гаджетов, которые были слишком круты для своего времени - 9

Источник.

Sony AIBO, впервые выпущенный в 1999 году, стал первым коммерчески успешным домашним роботом-компаньоном с элементами искусственного интеллекта. В отличие от игрушек, AIBO был настоящей инженерной платформой: он оснащался 64-разрядным RISC-процессором, 64 МБ оперативной памяти, цветной CCD-камерой, и целым букетом сенсоров (температуры, расстояния, ускорения, сенсорные датчики на голове, подбородке, спине и лапах). Связь с внешним миром обеспечивали беспроводной модуль и Memory Stick, а двадцать приводов давали роботу двадцать степеней свободы: AIBO мог ходить, вилять хвостом, смотреть на вас и даже отличать своего хозяина по лицу и голосу.

10 забытых гаджетов, которые были слишком круты для своего времени - 10

Я немного обрезал весь путь развития, но вот основные этапы. Источник.

Однако главное — это его открытая платформа. Программное обеспечение AIBOware и открытая архитектура OPEN-R позволяли пользователям не только обучать робота новым трюкам, но и создавать собственные программы, что сделало AIBO популярным среди исследователей и энтузиастов. А где свобода, там хакеры и ученые, которые сделали AIBO полигоном для исследований в области робототехники и ИИ.

Конечно, цена в $1 600 за модель ERS-7 (2003) делала устройство предметом роскоши, а не массовым товаром. Но даже сегодня идеи, заложенные в AIBO, живы: от социальных роботов-помощников до терапевтических «зверюшек» для пожилых людей — всюду звучит эхо его инженерных решений и обучаемой архитектуры.

Paro, робот-тюлень (2004)


Знакомьтесь, Paro. Мягкий робот-тюлень, который в 2004 году вышел из стен японского AIST и первым доказал, что техника может лечить не только тело, но и душу. Этот пушистый малыш с 1993 года разрабатывался под руководством Таканори Сибаты. В его арсенале: монохромный сенсорный корпус, полный тактильных датчиков, микрофоны и мини-динамики, а за «голову» отвечает продвинутая прошивка на базе жестов и звуков. Paro слушает ваш голос, реагирует на ласковые поглаживания, виляет хвостиком и даже засыпает вместе с вами.

10 забытых гаджетов, которые были слишком круты для своего времени - 11

Источник.

Первоначально Paro создавался как альтернатива традиционным животным-компаньонам для пациентов больниц, домов престарелых и детей с особыми потребностями и даже использовался для облегчения симптомов деменции и болезни Альцгеймера. Исследования показывают, что ежедневное общение с этим роботом улучшает самочувствие, а его «детенышковый» дизайн располагает к доверию и теплу. В Японии и ряде других стран Paro стал частью программ эмоциональной поддержки и терапии, а его концепция вдохновила развитие целого класса социальных роботов, которые сегодня активно применяются в психологии, уходе за пожилыми и реабилитации.

Конечно, в начале нулевых такая идея казалась сюжетом научно-фантастического романа, но сегодня наследие Paro в полной мере воплотилось в современных социальных роботах и терапевтических системах. Может, и в вам в офис нужно пару тюленей от выгорания?

Sony MiniDisc Walkman

10 забытых гаджетов, которые были слишком круты для своего времени - 12

Источник.

Помните, как вы вручную склеивали на одну кассету несколько песен — нажимали «Rec», ловили паузу и рисковали потерять пару секунд каждого трека? В Sony MiniDisc Walkman в 1990-х появился весь набор функций цифрового аудиоцентра: он предлагал цифровое качество звука, компактность и возможность многократной перезаписи музыки на мини-диски, защищенные от пыли и повреждений.

В отличие от кассет и CD-плееров, MiniDisc позволял быстро переключаться между треками, редактировать плейлисты прямо на устройстве и записывать новые композиции с минимальными потерями качества благодаря фирменному алгоритму сжатия ATRAC. К концу десятилетия плееры стали крошечными, а качество звука не уступало CD.

Однако MiniDisc не получил массового распространения: высокая цена устройств и самих мини-дисков, а также появление MP3-плееров и файлообменных сетей в конце 90-х сделали формат нишевым. Для многих пользователей преимущества цифровой записи и компактности оказались недостаточными на фоне удобства скачивания и хранения музыки в MP3, который быстро стал стандартом для портативного прослушивания аудио.

Тем не менее, идеи легли в основу современных портативных медиаплееров и смартфонов. Именно этот подход изменил то, как мы слушаем музыку: сегодня возможность быстро создавать, редактировать и делиться плейлистами воспринимается как норма, вот вам и наследие MiniDisc в каждом аудиоустройстве.

Talkboy (1992)

10 забытых гаджетов, которые были слишком круты для своего времени - 13

Источник.

Вас тоже привлек гаджет, который Кевин МакКаллистер из «Один дома 2» держал в руках? В фильме Кевин записал свой голос и затем, замедлив воспроизведение, «повзрослевшим» тоном, как будто говорит его отец, самостоятельно забронировал себе номер.

Речь о легендарном Talkboy — портативном кассетном диктофоне. Он действительно был одним из первых массовых гаджетов, позволивших детям и подросткам экспериментировать с записью и обработкой звука. Изначально устройство было создано как бутафорский реквизит для фильма, но благодаря ажиотажу среди зрителей Tiger Electronics выпустила коммерческую версию Talkboy в декабре 1992 года.

Первые модели были простыми кассетными диктофонами, но уже в 1993 году появилась версия Deluxe-Talkboy с функцией изменения скорости воспроизведения и записи, что позволяло замедлять или ускорять голос без искажений, а также создавать забавные аудиоэффекты.

Хотя многие воспринимали Talkboy как игрушку, он оказался первым по-настоящему массовым устройством для экспериментов со звуком. Появились клоны — Talkgirl и мини-модели для миксобмена короткими треками. А задорные «эффекты замедления» стали прообразом тех функций, что мы сегодня видим в каждом подкаст-редакторе и фильтрах на смартфоне.

Electrolux Trilobite (1996)

10 забытых гаджетов, которые были слишком круты для своего времени - 14

Источник.

А вы знали, что роботы-пылесосы — это не тренд эпохи, а устройство из 1990-х? Electrolux Trilobite стал первым в мире серийным роботом-пылесосом, воплотившим в жизнь идею автономной уборки. Прототип устройства был впервые показан широкой публике на BBC в 1996, а коммерческая модель Trilobite появилась в 2001 году и поступила в розничную продажу в 2002 по цене около $1 500.

В основе Trilobite лежали ультразвуковые сенсоры: робот «просвечивал» помещение, избегал препятствий и запоминал карту комнаты. Когда аккумулятор садился после часа работы, устройство само находило зарядную станцию и возвращалось на нее. Управление сводилось к одному нажатию кнопки «Start», после чего робот убирал весь пол от стен до зон под мебелью.

Для своего времени это был технологический прорыв. Но все опять уперлось в цену, ограниченную функциональность и небольшую емкость аккумулятора. Тем не менее, именно этот робот-пылесос дал старт развитию целого класса домашних автоматизированных устройств, которые сегодня стали привычной частью дома.

Итоги и уроки


Наше путешествие по гаджетам 1990-х и начала 2000-х заканчивается. Большинство описанных устройств опередили свое время, но столкнулись с объективными барьерами — цена, медленный интернет, недостаточная емкость аккумулятора, отсутствие компактных энергоэффективных чипов. Без этих основ даже самые инновационные гаджеты оставались нишевыми или быстро исчезали с рынка, несмотря на свою технологическую продвинутость.

Второй важный вывод — продвинутым гаджетам нужна экосистема. Даже если устройство предлагает уникальные функции, оно не сможет стать массовым без развитого магазина приложений, поддержки сторонних разработчиков и доступного контента. Это правило стало особенно очевидным на примере Apple Newton, Sony MiniDisc и других устройств, которые не смогли построить вокруг себя полноценную экосистему, в отличие от современных смартфонов и планшетов, где приложения и сервисы определяют успех платформы.

И, наконец, главный вывод: идеи не умирают. Практически все ключевые функции и концепции забытых гаджетов спустя десятилетия вернулись в современных планшетах, носимых гаджетах, VR-гарнитурах и умных домах. Технологии, которые были слишком круты для своего времени, стали стандартом после появления дешевого интернета, массового мобильного доступа и развитых экосистем приложений.

А теперь расскажите, какие крутые но неудавшиеся изобретения и гаджеты вы знаете?

Автор: techno_mot

Источник

Rambler's Top100