Что даётся россиянам тяжелее всего при обучении за рубежом?. изучение английского.. изучение английского. математика на английском.. изучение английского. математика на английском. образование.. изучение английского. математика на английском. образование. обучение за рубежом.. изучение английского. математика на английском. образование. обучение за рубежом. студенты.
Что даётся россиянам тяжелее всего при обучении за рубежом? - 1

Я — Варя Платонова, основательница школы математики на английском Around Academy. Я много лет связана со сферой образования, в том числе международного. За годы насмотрелась на множество российских студентов за рубежом. Ну и так как интересуют меня точные и технические науки, то среди них было и немало айтишников. Так что, возможно, этот текст пригодится тем из вас, кто рассматривает возможность обучения за рубежом. 

В этом тексте собрала все, что, как мне кажется, вводит в ступор при обучении за рубежом. Начну с небольшого рассказа об основных отличиях нашей и зарубежной системы образования. Ну и о том, как распознать российского студента за рубежом. 

Контроль vs Самостоятельность

В российских школах и университетах студенты привыкли к жёсткому контролю: расписания, дедлайны, преподаватели, которые всегда подскажут, как и что делать. И еще — у нас сильный упор идет на теорию. За рубежом всё иначе. Там студенты более автономны, преподаватели могут лишь обозначить вектор, а дальше — спасение утопающих дело рук самих утопающих. От студентов ожидается, что они найдут информацию, выберут стратегию обучения и несут ответственность за свой прогресс.

Процесс оценивания тоже разный: в России решают контрольные и экзамены, а на Западе — пишут эссе, готовят проекты, презентации и исследования. Очень важен навык работы в команде. 

Я не берусь судить, какая из систем лучше. Поучившись и у нас, и за рубежом, могу сказать, что у обеих есть сильные стороны.

Но, когда наш человек попадает в эту среду, все вышеупомянутое становится проблемой, особенно в первый год обучения.

Активная профориентация

Один из ключевых отличий зарубежного образования — активная профориентация, которая начинается еще до поступления в университет и продолжается в течение всего обучения.

На самом деле профориентация начинается еще в школе. В западных странах (США, Великобритания, Канада, Европа) учащиеся проходят тестирования, которые помогают определить их сильные стороны и интересы. В старших классах они могут посещать подготовительные курсы или брать предметы, связанные с будущей специальностью (например, будущий разработчик изучает больше математики и информатики, а будущий юрист — обществознание и логику).

А еще у них в школах сидят карьерные консультанты, которые тоже могут помочь с выбором. 

Похожей гибкостью отличаются и вузы. В большинстве западных вузов студенты не обязаны изучать все предметы подряд. Есть два типа курсов:

  • Обязательные дисциплины (Core Courses) по своей специальности (major).

  • Дополнительные предметы (Electives), которые можно выбрать для расширения кругозора. Например, студент-айтишник может взять курс по психологии, а экономист — курс по основам дизайна.

* В США, например, студенты первые два года могут вообще не выбирать специализацию, а пробовать разные курсы, чтобы понять, что им интересно. 

В российских школах и вузах профориентация только набирает популярность. Есть тесты и факультативы, но в целом выбор профессии происходит интуитивно или под влиянием родителей (расскажите, кем вы должны были стать по мнению ваших родителей, в комментариях). В университетах часто фиксированная учебная программа, где студенты изучают и полезные, и не очень нужные дисциплины.

Как распознать нашего человека в иностранном вузе

#1. На семинарах молчит, но знает ответ — верный признак, что перед вами соотечественник. В русской системе нас не приучают к обсуждениям, поэтому в начале обучения наши студенты пассивны. Но, если преподаватель «дожмет», могут разговориться. Так было несколько лет назад, сейчас, думаю, ситуация уже меняется. 

Кстати, молчаливость свойственна и студентам из Азии. Помню, на семинарах в Гонконге на международном финансовом менеджменте педагог задавал вопрос, а все молчали. Не потому что не знали, а потому, что была возможность, что их знания могут оскорбить педагога или он может с ними не согласиться. А еще может быть, что педагог «потеряет лицо», если студент скажет что-то очень умное, а педагог не сможет это никак прокомментировать. Вот такая вот особенность менталитета. 

#2. Калькулятор в рюкзаке и папка с лекциями. Даже если за рубежом все давно ведут заметки на планшетах, российский студент, скорее, напечатает или распечатает материалы, а то и законспектирует от руки для лучшего запоминания

#3. Способен решить сложные задачи по математике, которые больше никто в группе не понимает. Очень часто в технических вузах можно услышать: «Ты же русский, реши это». 

#4. Усидчивость и умение поглощать большое количество учебного материала. Если зарубежный студент учит логику и понимание, но может быть небрежен к деталям, то наш — вызубрит и 100 страниц к экзамену, если надо. Для многих иностранных студентов пересдача — часть учебного процесса, но для нашего студента это почти трагедия.

А теперь давайте перейдем к тому, что, при таких вводных, дается нашим тяжелее всего при обучении за рубежом. 

Постоянная активная коммуникация

В международной системе на семинарах студенты должны активно участвовать в обсуждениях, высказывать свое мнение, спорить, задавать вопросы. В России на лекциях и семинарах можно просто сидеть молча, слушая преподавателя. А за границей тебя буквально заставят говорить, и если не участвуешь в обсуждении, могут снизить баллы.

Особенно сложно, если уровень английского (или другого языка обучения) не идеален. Нужно не просто понимать материал, но и быстро формулировать мысли, уметь поддерживать дискуссию и аргументировать свою позицию.

Другой формат экзаменов и заданий

В России экзамены чаще всего строятся на поиске правильного ответа:

Если задача решена верно – ты молодец.

Ошибка в решении – всё задание зачтут как неверное.

За границей система другая. Там важен не только результат, но и процесс. Например: 

  • Можно получить дополнительные баллы, даже если ответ неверный, но ход мыслей был правильный.

  • Часто оценивают метод решения и логические шаги, а не только финальный ответ.

  • В эссе важно не просто «правильное мнение», а аргументация.

БОльшая самостоятельность в учебе

Это, конечно, плюс. Но наши студенты к такому не привыкли. Про выбор курсов я уже сказала выше. Но надо упомянуть, что:

  • Есть много самостоятельной работы, и никто не проверяет, сделал ты задания или нет. Но потом это скажется на оценке.

  • Преподаватель — не контролер, а наставник. Он не объяснит тебе всё пошагово, но даст направление. А дальше разбираться придется самому.

Российские студенты часто теряются в новой системе, потому что оказываются без четкого контроля и готовых алгоритмов, к которым привыкли.

Плагиат и списывание — под жестким контролем

В российских вузах списывание — это, конечно, тоже нарушение. Но не всегда к нему относятся строго. За границей же существуют жесткие правила антиплагиата.

Все работы проверяются через антиплагиат-системы (Turnitin, SafeAssign). Если уровень совпадения слишком высокий — вполне могут аннулировать работу. Если поймают на списывании — могут сначала дать предупреждение, но в серьезных случаях это грозит исключением из вуза. Даже неправильное цитирование в эссе может считаться академическим мошенничеством (academic misconduct).

На экзаменах за рубежом контроль пожестче, чем у нас во время ЕГЭ. Так что даже самые опытные «катальщики» рискуют быстро попасться.

В этом плане наша система куда более лояльная, поэтому для российских студентов это — настоящий стресс, ужас и коллапс.

Групповая работа

За границей многие задания выполняются в группах, и это не просто про «разделить задачи и сдать». Нужно постоянно коммуницировать, договариваться, учитывать чужие мнения, делить ответственность. 

Мы в России привыкли, что оценка — это наш личный результат. А в западной системе можно получить плохую оценку, если команда сработала плохо (даже если ты сам старался и тащил на себе весь проект). Это раздражает, но учит командной работе — ключевому навыку в международной среде.

Такие вот наблюдения. Хотя наши сталкиваются с разными проблемами в зарубежных образовательных учреждениях, все же их часто ценят как умных и способных студентов. Точно знаю, что некоторые школы очень стараются заполучить в классы в том числе и учеников из России, чтобы вытягивать за счет них общие баллы успеваемости класса (и это не шутка). Так что несмотря на культурные различия, тамошней системе очень нужны такие усердные люди. 

А у вас был опыт обучения за рубежом? Тогда жду вас в комментариях.  

***

Я — училка по профессии и по призванию, и у меня большая цель — разрушать стереотипы об образовании и обучении точным наукам, а также доказать, что международное образование для всех, а не только для «элиты». Заглядывайте в мой тг-канал, особенно если у вас есть дети.

Это не первая моя статья, в прошлый раз я писала о том, почему мы все никак не доучим инглиш ленгуаге.

Автор: uchilka_barbara

Источник

Rambler's Top100