Облачный гейминг: что это и кому подойдет в период подорожания железа. Блог компании Plati Market.. Блог компании Plati Market. игры.. Блог компании Plati Market. игры. Игры и игровые консоли.. Блог компании Plati Market. игры. Игры и игровые консоли. облачный гейминг.

Цены на оперативную память пробивают потолок, и только мы пережили ковидный кризис и майнинговый бум, как цены на видеокарты снова начали расти. Это касается всех комплектующих, за исключением разве что кулера охлаждения (хотя его тоже не стоит сбрасывать со счетов). На другом же поле рынка у нас самое странное консольное поколение, которое впервые, спустя некоторое время после релиза, не просто не дешевеет, а дорожает. То, что раньше «можно было спокойно не брать на старте, а дождаться скидок», уже вспоминается с печальной улыбкой. А сколько будут стоить новые консоли? На этот вопрос вам даже ChatGPT не сможет ответить. 

Но останемся ли мы без доступной точки входа в игровой мир? — разумеется, не останемся. Есть способ играть в игры, для которого вам не нужно топовое железо, а иногда достаточно и телефона, что лежит у вас в кармане. По сути, это история про то, как “арендовать” мощность через интернет и запускать игры там, где железо уже есть — в облаке. В этой статье я простыми словами разложу, как это работает, кому такой формат реально подходит и какие сервисы есть на рынке. И вот тут логично перейти к главному: что вообще такое облачный гейминг?

Кратко, что такое облачный гейминг

Коротко и ясно — облачный гейминг — это игра в «стрим игры». Вы нажимаете кнопки (или тыкаете в экран), двигаете мышкой/стиком — и видите результат у себя на экране, как обычно. Только сама игра при этом работает не на вашем устройстве: она запускается где-то в облаке на серверах той или иной компании, а к вам приходит уже “готовая картинка”, как видео. Соответственно, вам нужно стабильное соединение в интернет, находиться не в Антарктиде и хоть какое-то устройство — будь то планшет, телефон или даже смарт-ТВ. Иной раз даже геймпад не нужен. Вот так всё просто. Есть, наверное, с десяток сервисов по предоставлению игр через облако, даже в России есть выбор, в каком сервисе играть. И да, не надо ничего устанавливать: в облаке уже установлены все игры!

Но перед тем, как рассказывать про сервисы, которые существуют, я расскажу про один проект, который остался только в воспоминаниях — про Google Stadia.

Google Stadia

Гугл — один из самых крупных игроков в IT-секторе, и тем показательнее, что даже он закрыл свой облачный игровой проект. Но при всей громкости этого провала, он оказался полезным для рынка: Стадия на практике показала, какие решения пользователи не прощают, и какие — наоборот, ждут от облака. После неё сервисы стали внимательнее к тому, чтобы у человека не “отбирали” игры, чтобы вход был проще, а модель оплаты — понятнее. Случайно забредая на сайт Stadia, вы наткнётесь на баннер, который гласит: «Thank you for playing with us. Stadia was shut down on January 18, 2023.»

Стадиа существовала с конца 2019-го и закрылась меньше чем через 5 лет после своего запуска, так и не сумев набрать популярность. Хотя денег было вложено пару тележек. И свои эксклюзивные игры, и сотрудничество с разработчиками по добавлению своих игр на этот сервис, даже свой геймпад для этого дела выкатили. Но что же пошло не так? Вроде бы за рулём Гугл — и не смогли оценить риски?

Всё до банальности просто: Стадиа выбрала абсолютно провальную систему распространения и пользования контентом для облачного гейминга.
Гугл хотел, чтобы вы отдельно покупали игры на этой платформе, сравнимо, как будто владеешь полноценной консолью, но при этом ты никак, кроме как через Стадию, не можешь запустить свой контент, и он остаётся во веки веков на серверах где-то в датацентрах. Многим это казалось риском: “а если сервис закроют?” (спойлер: так и случилось). (тут можно немного отступить и почитать про одного молодого парня, который уж слишком много наиграл в мультиплеер RDR2 и очень не хотел расставаться со своим прогрессом https://dtf.ru/games/1376258-bloger-naigral-v-rdr-2-pochti-6000-chasov-cherez-google-stadia-teper-on-umolyaet-rockstar-o-perenose-personazha, эта история, кстати, кончилась хэппи-эндом)

И вот тут у Стадии случился самый неприятный “постэффект”: она здорово подкосила доверие к облачному геймингу в целом. После её закрытия вопрос «а если сервис закроют?» перестал звучать как паранойя и стал звучать как здравый смысл. Люди увидели на живом примере, что “купил игру в облаке” — это не совсем “купил”, а скорее “пока дают — играешь”, и поэтому к любым новым облачным платформам начали относиться заметно осторожнее: где мои игры, где мой прогресс, и что будет, если завтра выключат рубильник?
При этом важно: Гугл, закрывая Stadia, всё-таки вернул пользователям деньги за покупки в сервисе — но сам факт, что до этого дошло, доверия уже не добавил, а скорее закрепил мысль “сегодня работает — завтра может не работать”.

Итак, у нас есть рынок, где один из крупных и многообещающих сервисов громко провалился и ушёл со сцены. Но это не похоронило облачный гейминг — скорее наоборот: после смерти Стадии рынок начал взрослеть и расти, а крупные участники рынка — аккуратнее и честнее объяснять, за что именно платит пользователь.

Сейчас рынок облачных сервисов значительно вырос: если в сервисе от Гугл насчитывалось около 300 игр, то у крупного игрока, такого как Nvidia GeForce Now, сейчас порядка 1500 тайтлов доступно для игры через интернет. И что самое главное, у Nvidia нет своего собственного магазина: вы запускаете свои собственные игры из различных лаунчеров, а платите только за доступ к сервису (и, кстати, там есть бесплатные 30-минутные сессии, чтобы понимать, хватит ли вам скорости и качества интернета для сессии). Тем самым вы спокойно можете продолжать играть и на стационарном устройстве в свои игры, не беспокоясь утраты в случае закрытия сервиса. Собственно, все крупные игроки извлекли урок из кончины Стадии и не предлагают «голую» платформу, которая живёт где-то в облаке. И да, по ощущениям это всё равно как игра на ПК — просто “мощность” вам выдаёт сервис: чем выше тариф, тем лучше характеристики и тем приятнее картинка.

Крупные платформодержатели, кстати, тоже не остаются в стороне

Xbox (Microsoft)

Microsoft вообще переворачивает свою платформу с ног на голову и переизобретает себя. This Is an Xbox — таков их новый слоган, говорящий, что экосистема Xbox теперь не завязана лишь только на одной железяке рядом с вашим телевизором (хотя уходить от этой железки никто никуда не планирует). Сейчас Xbox заваливает своих пользователей возможностью… возможностью поиграть в свой контент где-либо. В том числе и через облако. И это у них даже получается: з�� последний год количество часов, проведённых в облаке, увеличилось почти в 2 раза (https://news.xbox.com/en-us/2025/11/26/xbox-cloud-gaming-expansion-india-brazil-argentina-countries/). Важный момент, что игры запускаются «грубо говоря» на консолях Xbox Series X. Поэтому можно ожидать от игры «консольной стабильности». А сам сервис входит в подписку Game Pass.

PlayStation (Sony)

У Sony “облако” — это не отдельная платформа, а функция подписки PlayStation Plus Premium: некоторые игры можно запускать без скачивания и установки, просто нажимая “Stream” — игра крутится на серверах Sony, а вам приходит картинка.

Работает это в первую очередь на PS5, а также на PlayStation Portal: с 5 ноября 2025 Sony официально включила облачный стриминг на Portal, и туда можно стримить часть совместимых PS5-игр, включая игры из каталогов PS Plus и некоторые цифровые PS5-игры из вашей библиотеки.

Nintendo

Нинтендо же, как старый японец, не придумывает ничего нового: у них и так всё хорошо. Но отмечу, что некоторые тайтлы у первого Switch запускались не нативно на консоли, а имели доступ через какое-то облако. Но работало это прям так себе.

Кому подойдёт?

Итак, мы поняли, что рынок хоть и маленький, но далеко не ничтожный и находит точки для роста, особенно если учитывать очень быстрое вхождение на эти платформы: ведь гораздо проще продать подписку и подсадить человека на свою экосистему, чем продать человеку оборудование, к которому ещё и игры надо покупать!

Но панацея ли клауд-гейминг, который спасёт человечество от кризисов стационарного оборудования? Разумеется, нет, но с большим таким НО.

Коротко: кому зайдёт, а кому лучше не надо

Подойдёт, если вы:

  • играете в синглы и хотите просто “нормально пройти игру”;

  • хотите попробовать тайтл без установки и без “качать 150 ГБ”;

  • не хотите/не можете обновлять железо прямо сейчас;

  • хотите играть на том, что уже есть под рукой.

Лучше не надо, если вы:

  • упираетесь в соревновательные игры, где важны максимально точные и быстрые нажатия;

  • живёте на нестабильном интернете и вайфай у вас “то ловит, то нет”.

Даже в идеальных условиях небольшая задержка в управлении никуда не денется. Нет, справедливости ради стоит отметить, что это какие-то микросекунды и отзывчивость у сервисов сейчас на высоте, но всё же: если вы собрались играть в соревновательные игры, требующие от вас максимально точного и быстрого нажатия — не стоит смотреть в сторону этого способа поглощать контент.
А вот если вы довольно нетребовательный геймер, который, например, хочет поиграть в такую расхайпленную Baldurs Gate 3, но то ли не на чем, то ли не хочется качать 150 ГБ игры, которая не факт что зацепит, вот тут-то облачный гейминг раскрывается во всей красе. Сингловые игры — это прям то, что классно играется в облаке без всяких «но и если». Я так в своё время и играл в БГ3: мне было просто лень качать 150 ГБ, а играть вот хотелось «прямо сейчас».

Подводные камни (чтобы не было ожидание/реальность)

  • Если интернет скачет, то будет страдать и картинка, и ощущения от управления.

  • В некоторых сервисах бывают ограничения по времени сессии или очереди (особенно на бесплатных штуках).

  • Не все игры доступны “везде и всегда”: где-то тайтлов больше, где-то меньше.

  • По деньгам это не всегда “дёшево навсегда”: иногда это подписка, иногда это подписка плюс игры, а иногда по-разному — зависит от сервиса.

И вот тут начинается самое интересное: «облачный гейминг» — это не один формат, а сразу несколько. Где-то тебе дают готовый каталог “включил и играй”, где-то ты просто подключаешь свои магазины и запускаешь то, что уже куплено, а где-то это вообще ощущается как удалённый игровой компьютер, только без покупки железа.

Чтобы не расплываться в общих словах, я собрал короткую шпаргалку по основным сервисам — с упором на то, на чём они запускаются и как у них устроены игры.

Сервис

На чём играть

Что с играми

VK Play Cloud

Компьютер (клиент/браузер), macOS; есть поддержка Android-устройств и Android TV через приложение.

Модель простая: играете в то, что у вас уже куплено (через аккаунты/ключи), либо покупаете ключ на сервисе — и он работает не только “в облаке”, но и на вашем устройстве.

МТС Fog Play

Компьютер (через браузер или приложение), macOS; Android-смартфоны и Android TV тоже поддерживаются, плюс любые устройства с Chromium-браузером. 

Это скорее “удалённый игровой компьютер”: заходите, запускаете нужное — и играете. Сохранения могут подтягиваться через Steam Cloud (и не только), так что прогресс не обязан оставаться запертым на одном месте. 

Плюс Гейминг (Яндекс)

Делает ставку на браузер (Chromium); заявляет игру на PC/Mac, а также на телефоне и планшете. 

Концепция “игры с вас — сервер с нас”: синхронизируете библиотеки и запускаете свои тайтлы из Steam и Epic Games Store, плюс free-to-play; поддерживают «150+ игр» (цифра плавающая по мере роста). 

NVIDIA GeForce NOW

“Всеядная” поддержка: Windows, Mac, Android и т.п. (в зависимости от приложения/браузера). 

Сильная сторона — “подключи свои магазины и играй”: сервис цепляется к библиотекам (Steam/Epic/Xbox/Ubisoft и др.), проверяет владение и подтягивает игры в вашу библиотеку GeForce NOW. 

Xbox Cloud Gaming

Компьютер, Apple/Android-устройства, консоли Xbox, некоторые модели Smart TV (и не только). 

Играете из экосистемы Xbox: нужен Game Pass (и поддерживаемый регион), а для части free-to-play достаточно аккаунта Microsoft. 

PlayStation Cloud Streaming (PS Plus Premium / PS Portal)

PS5 и PlayStation Portal (облачный стриминг для Portal официально добавляли отдельным апдейтом). 

Стримятся “select” PS5-игры из каталогов PS Plus Premium (Game Catalog / Classics) и часть цифровых PS5-игр из вашей библиотеки; состав зависит от региона и времени. 

Как начать за 5 минут (без танцев с бубном)

  • Выбираете сервис и заходите в него (часто хватает браузера).

  • Логинитесь и открываете нужную игру.

  • Если хотите — подключаете геймпад, если нет — игр��ете как есть (где-то и так норм).

  • Запускаете пробную сессию/тест (если он есть) и смотрите две вещи: чтобы картинка не рассыпалась и чтобы управление ощущалось “как надо”.

  • Если всё ок — выбираете тариф и просто играете. Если не ок — это не “плохой сервис”, скорее интернет/роутер/вайфай сейчас не вывозят.

А есть ли у этого будущее?

Определённо — да. Сейчас даже в России есть крупные облачные сервисы (Яндекс Плей, МТС, ВК), которые растут с каждым днём. А библиотеки мировых сервисов растут как на дрожжах, приумножая базу своих пользователей. Да, не каждому человеку подойдёт такой метод потребления контента, но никто и не говорит, что облако будет что-то заменять. Кому-то, разумеется, хватит и его, но мы пока не настолько развили свои интернет-скорости, чтобы отказываться от классических стационарных устройств.
Облако не заменит железо завтра, но уже сегодня снимает порог входа: играть можно без апгрейда, без установки и прямо сейчас.

Автор: denis_platinskiy

Источник

Rambler's Top100