Повторение должно быть рациональным, т. е. обеспечивать закрепление на длительное время при минимальном числе повторений. Как показывают исследования, заучивать материал сразу до конца нецелесообразно: повторение через более или менее продолжительные промежутки времени значительно снижает число необходимых повторений. Данный факт в настоящее время не имеет исчерпывающего объяснения. Возможно, такая особенность процесса повторения обусловлена, в частности, тем, что, начиная с момента запечатления, информация становится органической частью системы знаний, хранящихся в памяти, и связывается тем или иным образом с различными областями этой системы. Поэтому переработка и закрепление информации косвенным путем – на основе установления связей со сходной информацией – происходят и в промежутках между повторениями. Промежуток времени между повторениями может быть, таким образом, периодом косвенного закрепления информации. Эти промежутки должны быть возможно более длительными, но не настолько, чтобы информация могла теряться. Допустим, например, что мы хотим подготовиться к экзамену в течение семи дней и для эффективного запечатления изучаемого материала требуется пять повторений. Было бы нерационально осуществить эти повторения в течение одного дня. Более разумно распределить их на все семь дней, причем промежутки времени между повторениями не должны быть слишком продолжительными.