“Горячо – холодно”. Методики. Авторские методики. Франц Лёзер. Припоминание.

Вам, конечно, приходилось встречать давно забытых знакомых и вспоминать их. Это один из видов припоминания – узнавание. Забытая информация воспринимается сознанием и запускает процесс припоминания. Однако при тренировке памяти решающую роль играет не узнавание, а такой вид припоминания, при котором забытая информация воспроизводится в условиях отсутствия повторного восприятия, только благодаря работе памяти. Поэтому в дальнейшем главное внимание мы будем уделять именно этому последнему виду припоминания. Как и в предшествующих случаях, вначале попытаемся охарактеризовать данный познавательный процесс в основных чертах.

Вы, наверное, помните детскую игру “горячо – холодно”. Ребенок ищет спрятанный предмет, ориентируясь по возгласам “холодно”, “холоднее”, “горячо”, “теплее”. Припоминая, человек тоже приближается к забытому при помощи ориентиров, которые ему предоставляет забытая информация. Но, конечно, припоминание намного более сложный процесс, чем игра “горячо-холодно”. Как и все рассмотренные выше процессы памяти, припоминание – не механический процесс, его нельзя отождествлять с простым извлечением из ящика когда-то положенного туда предмета. Это творческий процесс, в ходе которого забытое заново воссоздается при помощи незабытого.

Смысл ранее описанных фаз памяти – восприятия, концентрации, запечатления, повторения и забывания – состоит главным образом в сохранении информации таким образом, чтобы ее можно было не” пользовать при необходимости. Последняя фаза памяти – припоминание – органически продолжает предшествующие фазы и завершает реализацию функции памяти, обеспечивая воспроизведение сохраняемой информации и ее поступление в распоряжение сознания. Можно сказать, что припоминание – это обратная сторона забывания. Если в процессе забывания информация оттесняется из сознательной памяти в латентную, то в результате припоминания она, напротив, возвращается из латентной памяти в сознательную. При этом, как далее будет показано более детально, исходной всегда является незабытая информация, т. е. знания, хранящиеся в сознательной памяти. Следовательно, структура сознательной памяти является важнейшим фактором, который определяет уровень припоминания, иначе говоря, эффективность воспроизведения забытой информации. Информация, хранящаяся в сознательной памяти, служит основой для создания познавательных связей с забытой информацией. Особенности этих связей, сформированных при запечатлении информации, которая подверглась затем забыванию, оказывают существенное влияние на способность человека воссоздать забытое. В конечном итоге правильное использование приемов забывания и припоминания определяет точность и скорость воспроизведения.

Снижение эффективности припоминания может быть одной из главных причин плохой работы памяти. Вместе с тем оно нередко обусловлено – за исключением случаев болезненного нарушения памяти – нерациональным осуществлением всех ее процессов, начиная с неправильного восприятия, при котором воспринимается несущественная информация, а существенная теряется полностью или частично. Снижение продуктивности припоминания может быть следствием недостаточной концентрации, неправильного запе-чатления и нерационального повторения. Если, кроме того, некорректно выполняется также и забывание, то даже самая хорошая память не в состоянии удовлетворительно выполнять свои функции. Не приходится удивляться, если при этом мы часто либо вообще не можем припомнить требуемый материал, либо делаем это с большим трудом.

Процесс работы памяти

Процесс работы памяти

Поэтому вы должны совершенно отчетливо себе уяснить, что процесс припоминания будет протекать с высокой эффективностью только в том случае, если вы в достаточной степени овладеете описанными выше приемами улучшения работы каждой фазы памяти.

Rambler's Top100