Боремся с отвлекающими факторами удаленки. Часть 1. Блог компании Maxilect.. Блог компании Maxilect. Лайфхаки для гиков.. Блог компании Maxilect. Лайфхаки для гиков. отвлекающие факторы.. Блог компании Maxilect. Лайфхаки для гиков. отвлекающие факторы. отвлечение.. Блог компании Maxilect. Лайфхаки для гиков. отвлекающие факторы. отвлечение. рабочее место.. Блог компании Maxilect. Лайфхаки для гиков. отвлекающие факторы. отвлечение. рабочее место. удаленная работа.. Блог компании Maxilect. Лайфхаки для гиков. отвлекающие факторы. отвлечение. рабочее место. удаленная работа. удаленный офис.. Блог компании Maxilect. Лайфхаки для гиков. отвлекающие факторы. отвлечение. рабочее место. удаленная работа. удаленный офис. Фриланс.. Блог компании Maxilect. Лайфхаки для гиков. отвлекающие факторы. отвлечение. рабочее место. удаленная работа. удаленный офис. Фриланс. шум на рабочем месте.

Удаленка — штука прекрасная: кофе в пижаме, нет утренней давки в метро и декабрьского дождя в лицо с утра пораньше по пути до офиса. Но как говорится, есть нюансы: масса отвлекающих факторов, которые перетягивают на себя внимание в самый неподходящий момент.

В этой и следующей статьях разберем самые проблемные “зоны” и на основе опыта нашего удаленного коллектива посоветуем возможные решения. В первой части поговорим про обстановку – окружение, рабочее место и влияние социальных сетей. В следующей ждите обсуждение более индивидуальных вещей – обстановки на рабочем месте, мультизадачности и прокрастинации.

Боремся с отвлекающими факторами удаленки. Часть 1 - 1

Побудем немного в шкуре Капитана Очевидность: отвлекающие факторы не помогают в работе. Мешают они, понятно, и в офисе, и на удаленке. Но если в офисе какие-то правила может навязывать организация (сидеть тихо, изображать рабочую обстановку…), то дома мы сами себе хозяева, можем делать что хотим – хоть сидеть вверх ногами и писать код под сериальчик. Но если хочется, чтобы работа все-таки была с��олько-нибудь эффективна, а нервов хватило с запасом на длинной дистанции, придется подойти к делу иначе.

После ковидной изоляции появилась масса исследований удаленки с разных сторон, в том числе, с точки зрения отвлекающих факторов и результатов их длительного воздействия:

  • The influence of distractions of the home‑work environment on mental health during the COVID‑19 pandemic (2023) – исследование показало, что недостатки домашнего рабочего пространства, например шум, малая площадь стола или отсутствие отдельного “кабинета”, это отвлекающие факторы, влияющие на психическое здоровье (в работе в это понятие вложили целый список параметров – от качества сна до продуктивности).

Причинно-следственные связи из статьи по ссылке выше

Причинно-следственные связи из статьи по ссылке выше

Подобных работ было много. При желании к ним можно придраться – отмечая корреляцию, авторы не всегда правильно видят и объясняют причинно-следственные связи. И тут есть, о чем поспорить.

Но соцопросы неплохо дополняют картину:

  • В 2020 году SellСell (портал типа нашего Авито) провел опрос 2000 удаленщиков из США старше 23 лет и выявил, что 80% из них теряют рабочие часы из-за отвлекающих факторов (смартфоны, сериалы, дети, новости, онлайн-шоппинг). 61,6% отвлекаются на социальные сети. 

  • В 2023 году – уже в пост-ковидном мире – исследование Economist Impact, проведенное по заказу Dropbox, показало, что средний работник умственного труда (как на удаленке, так и в офисе) теряет 138 часов в год на персональные активности и еще сверху 122 часа в год на восстановление рабочего настроя после того, как “состояние потока” прервали. 

Итак, отвлекаться – плохо. Поговорим о том, что делать с каждым из факторов, которые перетягивают на себя внимание в режиме домашнего офиса.

Семья/соседи/домашние животные

Проблема: ребёнок требует «собрать лего», партнер – «помочь с ужином», кот – пустить на середину клавиатуры. Глубоких исследований здесь не надо – каждый, кто живет не один и пробовал удаленную работу, ощутил это на своей шкуре.

Решения:

Четкие правила и закрытые двери. Объясните домашним: «дверь закрыта, значит, работаю; плач детей принимается только после 18:00». Повесьте табличку – выглядит официально и часто помогает.

Если двери нет, можно использовать визуальный сигнал: предмет одежды (да хоть  шапку-кактус), лампу, надетую гарнитуру – любой предмет, который говорит: «не трогайте меня, я в работе». Сложно сделать первый шаг, но если твердо стоять на своем, через пару недель ценный предмет станет эквивалентен статусу «занят».

Помидорро для близких. Установите таймер на работу 25–30 минут без перерыва, но после уделите 5–10 минут внимания семье/питомцу. Объясните им “правила игры”. Так и дети довольны, и вы сосредоточены.

Успех всех этих решений зависит только от самого человека. Никакая техника не заменит доброй дозы терпения и навыка говорить «нет» (или «подожди 25 минут»). А еще коты всё равно будут считать клавиатуру личной территорией.

Шум 

Проблема: соседи сверлят, дети спорят, кошка скидывает кружку. Даже любимая кофемашина иногда звучит как взлет истребителя.

Отчасти этот фактор связан с предыдущим, но в этом случае на окружение сложнее воздействовать – напрямую же вас не отвлекают и могут не понимать роль звуковой обстановки.

Если рабочее место шумное (шум бытовой техники, улицы, соседи) – это риск снижения концентрации и производительности:

  • Effects of background noise and extraversion on reading comprehension performance – в этой работе провели эксперимент по чтению при тишине, белом шуме и сиренах. Читали 55 человек на родном языке, позже были тесты на понимание прочитанного. Вполне предсказуемо сирены значительно ухудшили понимание текста. Интересно, что по сравнению с тишиной белый шум также снижал эффективность понимания.

  • Moderators of noise‑induced cognitive change in healthy adults – исследование 54 человек в трех вариантах обстановки: в тишине, в “городском” и “социальном” шуме. Любой вид ш��ма снижал рабочую и эпизодическую память, а также исполнительные функции. Причем, более высокий изначальный когнитивный уровень человека определял более выраженное ухудшение работы на фоне шума – что терпимо для одного, неприемлемо для другого.

  • The Impact of Noise Exposure on Cognitive Performance and Brain Activity Patterns – эксперимент при уровнях шума 75, 85, 95 дБ показал, что при 95 дБ значительно снижается визуально-аудиторная внимательность.

Решения:

Наушники с шумоподавлением как вполне видимый щит. Белый шум или фоновая инструментальная музыка для некоторых видов деятельности помогают блокировать внешние раздражители. Но помните результаты работ выше: некоторые функции мозга они снижают.

Социальные сети и YouTube

Проблема: внимание упало на телефон… и вы уже лайкаете кота в ТикТоке, листаете Reels, а потом… «всего одно видео» на YouTube… и вот вы смотрите, как кто-то строит дом из песка в лесу.

Регулярно публикуются отчёты от поставщиков систем мониторинга и HR-аналитики (Currentware, SoftActivity, блоги компаний) с данными о том, как часто люди отвлекаются на соцсети и прочие сетевые активности. Например, в исследовании Social Media At the Workplace Statistics And Facts (2025) отметили, что среднестатистический сотрудник проводит в соцсетях 32 минуты рабочего времени за день, а 21% сотрудников проводит в соцсетях более часа в день.

Чаще всего в сеть попадают данные коммерческих продуктов для мониторинга производительности, методология подсчета которых очень зависит от источника. Но в качестве ориентира подойдет.

Решения:

Режим «Не беспокоить». Смартфон должен молчать.

Если смартфон не нужен по работе, кладите его на расстоянии. Если до устройства нужно встать, шанс “сорваться” существенно падает.

Приложения-блокировщики, которые не дадут зайти в соцсети и YouTube, когда вы должны быть в режиме продуктивного ниндзя.

Метод “цифровой диеты”. Отводите себе конкретное время на видео. Например, 30 минут вечером. YouTube как десерт: только после «обеда» из выполненных задач.

Плейлист вместо алгоритма. Соберите заранее полезные видео, чтобы не утонуть в бездне рекомендаций «еще одно короткое видео и я работать».

Почта и мессенджеры

Проблема: приходят сообщения, а ты сразу реагируешь.

Проблема сходна с предыдущим пунктом – как только срабатывает уведомление, мы несемся к телефону получать свою каплю легкого удовольствия. Кто-то написал, кто-то о нас помнит, ура! Но рабочий настрой в этот момент улетучивается.

Решения:

Четкие сессии для общения. Расписание прочтения писем и сообщений (в зависимости от договоренностей с теми, кто вам пишет). Ту же почту можно проверять 2–3 раза в день, не чаще. К мессенджерам можно обращаться на 5 минут в конце каждого часа.

Правило «не срочно = не сейчас». Установите ожидание ответа: «я прочитал, отвечу в течение N часов». Люди быстро к такому адаптируются.

Фильтры и шаблоны для почты и контактов в мессенджерах. Настройте фильтры и распределение по папкам, чтобы важное попадало в отдельный интерфейс.

Для почты можно использовать ��аблоны ответов (экономия времени + меньше стресса).

Холодильник

Проблема: вроде бы просто налить воды… а через 15 минут вы стоите с бутербродом, смотрите в пустоту и размышляете о смысле жизни.

Почему так? 

Холодильник – это эмоциональная пауза. Когда скучно, мозг зовёт: «а может, перекусим?»

К сожалению, внятных исследований того, как удаленка влияет на пищевое поведение, найти не удалось. Подобные вещи изучали только в рамках ковида (а это смешение факторов с большим влиянием стресса от самого факта карантина) и на основе опросов, которые вносят неточности в результат из-за субъективной недооценки или переоценки количества перекусов. Например, согласно опросу Health Behaviors and Associated Feelings of Remote and Hybrid Workers (Białek-Dratwa et al., Frontiers in Public Health, 2022) 44% участников на удаленке стали есть больше. Да и в целом удаленка стимулирует развитие неблагоприятных пищевых привычек (эмоциональное питание, перекусы), причем эти изменения коррелируют с изменением массы тела и низкой физической активностью.

Решения:

Разделите кухонную и рабочую зоны.

Ищите альтернативные способы быстро развеяться – дыхание, короткие прогулки.

Регламент приемов пищи. Как в офисе: завтрак, обед, ужин. Всё остальное – «чай с собой».

Если без еды никак, рабочие перекусы готовим заранее. Поставьте рядом блюдце с небольшим количеством орешков или яблоко. Тогда не придётся ходить в холодильник «просто глоток воды».

Мысленный пароль. Перед открытием холодильника спрашивайте себя: «Я гол��ден или просто устал?».

Мини-трюк: повесьте на дверь стикер «Ты уверен, что это поможет с дедлайном?». Действует лучше охранной сигнализации.

В этой статье мы разобрали пять часто упоминаемых нашим коллективом отвлекающих факторов. Еще пять ждите в следующей статье.

P.S. Мы публикуем наши статьи на нескольких площадках Рунета. Подписывайтесь на нашу страницу в VK или на Telegram-канал, чтобы узнавать обо всех публикациях и других новостях компании Maxilect.

Автор: Maxilect

Источник

Rambler's Top100