Информационные технологии и цифровая антропология. Анализ и проектирование систем.. Анализ и проектирование систем. Блог компании Сбер.. Анализ и проектирование систем. Блог компании Сбер. Исследования и прогнозы в IT.. Анализ и проектирование систем. Блог компании Сбер. Исследования и прогнозы в IT. Социальные сети и сообщества.. Анализ и проектирование систем. Блог компании Сбер. Исследования и прогнозы в IT. Социальные сети и сообщества. цифровая антропология.
Информационные технологии и цифровая антропология - 1

Антропология — наука, которая занимается изучением человеческих обществ и культур, — всегда была динамичной областью знаний. По мере развития общества развивалась и эта дисциплина, а с развитием цифровых технологий возникла новая подобласть — цифровая антропология. Она изучает пересечение людей и технологий. И её важность уже трудно переоценить: мы живём в мире, в котором технологии всё больше доминируют. От социальных сетей до виртуальной реальности они произвели революцию в том, как мы общаемся, работаем и живём. Цифровая антропология помогает не только понять влияние технологий на общество и культуру, но также даёт представление о том, какими они должны быть, чтобы стать более инклюзивными и ориентированными на человека.

Как антропология пересекается с технологиями? 

Цифровая антропология — относительно новое направление, возникшее в конце 1990-х годов. Оно посвящено изучению взаимоотношений между людьми и цифровыми технологиями. Цифровые антропологи анализируют, как люди используют и взаимодействуют с цифровыми технологиями, как технологии влияют на культуру и поведение, а также то, как технологии формируют восприятие мира людьми.

Хотя цифровая антропология часто ассоциируется с онлайн- и интернет-технологиями, она охватывает более широкий спектр: социальные сети, мобильные устройства, виртуальную и дополненную реальность, искусственный интеллект и другие технологии.

На первый взгляд, антропология и технология — это, казалось бы, две разные области, но они пересекаются во многих отношениях. Например, в междисциплинарной манере, внося ценные идеи в сложные взаимодействия между людьми и технологиями. Антропологические исследования могут помочь сформировать более культурно осведомлённое и ответственное технологическое развитие, а также обеспечить понимание того, как технологии влияют на нашу жизнь и общество.

Методология цифровой антропологии

Цифровая антропология использует различные методы исследования, сочетая традиционные подходы с цифровыми инструментами для изучения поведения человека. Проблема проведения полевых работ заключается в понимании и интерпретации социокультурных явлений, возникающих в цифровой среде. Антропологи, изучающие онлайн-сообщества, часто участвуют в этих сообществах, чтобы узнать об их обычаях, верованиях и мировоззрении. Они используют этнографию, качественное описание своего опыта и анализ, подкреплённое частными интервью, историческими исследованиями и количественными данными.

Некоторые антропологи и социологи проводят исследования, делая упор на данные с веб-сайтов и серверов. Однако они часто сталкиваются с трудностями при доступе к пользовательским данным в том же масштабе, что и корпорации, особенно владеющие социальными сетями. Помимо этого, среди учёных существуют разногласия относительно методологии. Одни утверждают, что можно проводить исследования исключительно онлайн, а другие считают, что исследования должны охватывать также и офлайн-контексты. Объясняется это тем, что онлайн‑исследований недостаточно, так как можно получить очень «искажённые» данные, особенно если опираться лишь на современные социальные сети.

Проблема с алгоритмами

Интернет- и социальные медиа-платформы управляются разными рекомендательными алгоритмами. Существует широко распространённое мнение, что информация, которую мы получаем в сети, объективна и полностью соответствует нашим предпочтениям, но это не всегда так. Алгоритмы разрабатывают люди, имеющие социальные убеждения и предубеждения, которые часто бессознательно внедряют в системы. А массовые скоординированные действия пользователей могут влиять на рекомендательные выдачи.

То есть алгоритмы по своей сути уже нельзя считать объективными, и более того, они могут дискриминировать на основе данных. К примеру, был такой случай с чат-ботом Microsoft Twitter Tay, который буквально за сутки в 2016 году пользователи превратили в женоненавистника и расиста. Это повлекло за собой то, что Siri от Apple перестала отвечать на вопросы о домашнем и сексуальном насилии, а система онлайн-рекламы Google стала чаще показывать объявления о высокооплачиваемых вакансиях мужчинам, чем женщинам.

Ваше второе «я»?

Бизнес-модели и прибыльность технологических компаний поддерживаются «следами данных», которые используются для классификации нас (людей) по половому, расовому, доходному, социальному, политическому и множеству других признаков. Затем на нас нацеливаются рекламные объявления, рассказывающие, что мы должны купить, кем должны быть, как должны думать и какой выбор должны делать, подпитывающие предположениями и движимые предвзятостью. 

В результате классификации людей через данные по фиксированным рамкам и «индикаторам бытия» создаётся ваше «второе я». Это вызывает этические опасения по нескольким вопросам: 

  • персональные данные как валюта в «медиапространствах», движимая манипуляцией согласия;

  • использование больших данных и искусственного интеллекта для подпитки производства знаний на основе ограниченной концептуализации. 

Можно сказать, что без надлежащей обработки и привязки к контексту большие данные рискуют превратиться в сильно «прожаренные» данные. 

Тирания данных

Информационные и коммуникационные технологии стимулируют модернизацию систем управления, экономики, а также социальных норм. И они делают это с большим авторитетом. Некоторые называют это «тиранией данных».

Сам термин и определение исходит из точки зрения Уильяма Истерли (профессора экономики) о том, что глобальное развитие основано на «тирании экспертов», чьи технократические подходы «сводят многомерные социальные явления, такие как бедность или справедливость, к набору технических решений, которые не учитывают ни политические системы, в которых они действуют, ни права предполагаемых бенефициаров». 

Многие называют новые технологии четвёртой промышленной революцией, характерной для современности из-за их всестороннего влияния на рабочий процесс. Однако влияние этой революции на язык, убеждения, ценности и эмоции будущего будет столь же, если не более, глубоким. 

Ситуация пугающе похожа на кризис репрезентации антропологии в результате независимости и постколониальных движений. Возможно, мы находимся в начале ещё одной такой революционной эпохи, движимой требованиями граждан о свободе информации, объединений, передвижения, прав в интернете, а также преодолением «опасности единой истории», характерной для показателей принадлежности, основанных на данных.

А при чём тут антропология вообще?

Антропология предлагает важные для технологического сектора подходы, чтобы лучше понимать людей, а также этический и политический контекст. Крупные корпорации и разработчики политики в области технологий должны работать с антропологами, чтобы лучше понимать социальные и культурные нормы, влияющие на доступ к интернету, особенно для недостаточно представленных групп, чтобы предлагать локальные, контекстные и соответствующие решения для обеспечения цифрового равенства. Конечно, это требует времени и денег, вложенных в долгосрочные этнографические исследования, работу с лидерами сообществ и сотрудничество с людьми из всех слоёв общества.

Аналогичным образом, технологические корпорации могли бы проводить антропологические исследования политического, экономического и социального воздействия своих продуктов, а также этику политико-экономического ландшафта и социальных пространств, которые производят их продукты. Это выходит за рамки проектирования пользовательского опыта, но может включать его в методологические подходы и цели исследования. 

Антропологи также могут играть роль в разработке и проведении тренингов по этике и кодексов поведения для технологического сектора. Например, некоторые социальные сети, пытаются устранить предвзятость, обучая сотрудников.

Цифровая связь и данные сегодня опосредуют культуру, системы и жизнь. Неспособность принять во внимание важность «малых данных» в мире больших данных рискует загнать людей в категории принадлежности, которые неточно отражают их жизнь, надежды, страхи и желания.

Известные цифровые антропологи

Вот некоторые исследователи, которые внесли значительный вклад в эту область как в промышленности, так и в академической среде:

  • Женевьева Белл: австралийский антрополог, которая проводила исследования пользовательского опыта в Intel, формируя подход компании к технологиям, пользователям и рынку.

  • Габриэлла Коулман: провела этнографическую работу по сообществу разработчиков программного обеспечения Debian и сети хактивистов Anonymous.

  • Диана Э. Форсайт: была пионером в области медицинской информатики и исследовала взаимосвязь между медперсоналом и технологиями.

  • Хизер Хорст: изучала использование мобильных телефонов и социальных сетей в городах Новой Гвинеи.

  • Мизуко Ито: провела обширное исследование использования молодыми людьми цифровых медиа, в основном социальных сетей и игр.

  • Нэнси Мауро-Флуде: проводит этнографические полевые исследования компьютерного искусства и компьютерных субкультур.

  • Дэниел Миллер: много писал о роли социальных сетей в формировании нашего понимания себя и общества.

  • Майк Веш: исследовал влияние цифровых технологий на культуру, в частности, YouTube и социальных сетей.

Их работы помогли сформировать область цифровой антропологии и будут продолжать влиять на исследования в этой области в течение многих лет.

Автор: Hanamime

Источник

Rambler's Top100