Реверсивная энергия сознания: пульс вечного алгоритма. FEP.. FEP. RevNet.. FEP. RevNet. искусственное сознание.. FEP. RevNet. искусственное сознание. машины Больцмана.. FEP. RevNet. искусственное сознание. машины Больцмана. ревeрсивные вычисления.. FEP. RevNet. искусственное сознание. машины Больцмана. ревeрсивные вычисления. свободная энергия.. FEP. RevNet. искусственное сознание. машины Больцмана. ревeрсивные вычисления. свободная энергия. теория информации.

Современные ИИ-системы сохраняют лишь тени прошлых сигналов: они стирают детали опыта, не накапливая перманентной памяти, и расходуют энергию на обновление моделей. Ниже выдвигается гипотеза, что искусственное сознание требует другого подхода – вычислений, обратимых по времени, которые не стирают информациюнакапливают все сигналы в памятиминимизируют внутреннюю энергию и выполняются циклично. Для этого синтезируем идей реверсивных вычислений (по Ландауэру и Беннетту), энергетических моделей (машины Больцмана, принцип свободной энергии) и современных нейросетевых архитектур (transformer, RevNet). Цепочка логических шагов проста: если стирание информации требует энергии (принцип Ландауэра), то избавление от него ведёт к энергоэффективности; если мозг минимизирует «свободную энергию» как меру неопределённости, то ИИ-архитектура должна реализовывать эту минимизацию через генерирование и проверку моделей. RevNet-подобные сети уже демонстрируют, что можно делать слои обратимыми. В итоге один мощный вывод: сознание можно представить как перманентный обратимый цикл вычислений с переменными, минимизирующими свободную энергию.

Реверсивная энергия сознания: пульс вечного алгоритма - 1

Реверсивные вычисления и принцип Ландауэра

Реверсивная логика – это когда каждое состояние системы можно восстановить по её следующему состоянию. Согласно принципу Ландауэра, любое удаление битовой информации неизбежно рассеивает теплоту Q = kT ln2. Чтобы обойти это ограничение, вычисления должны быть логически обратимы – нигде не должно происходить выбрасывания битов. Например, гамма-функции могут быть заменены обратимыми блоками, как это сделано в RevNet. Недавно даже сообщалось, что «реверсивные вычисления выходят из лабораторий» и приближаются к практическим чипам. Таким образом, идеальная архитектура сознания не стирает входные данные: все сенсорные сигналы и внутренние представления переносятся вперёд без потерь (в теории H(text{предыдущее состояние} mid text{текущее})=0). Это означает отсутствие роста энтропии за счёт стирания информации, что потенциально приближает внутренние энергетические затраты к физическому минимуму.

Машины Больцмана и принцип свободной энергии

Архитектура сознания предполагает генерирующую модель мира с функцией энергии. Машины Больцмана – стохастические нейросети с глобальной энергетической функцией – исторически связывают статистику и физику. Например, ограниченная машина Больцмана (RBM) – простой генеративный слой, определяющий распределение входных данных. Согласно теории Фристона, мозг ведёт себя как система, постоянно минимизирующая вариационную свободную энергию (FEP) – меру расхождения модели и реальности.

Упрощённая формула из теории:

Свободная энергия F=E - H, где E – ожидаемая «энергия» (ошибка модели), а H – энтропия (неопределённость) внутренней модели.

Минимизируя FF, система снижает неожиданность («сюрприз») восприятия. Таким образом, наша архитектура должна реализовать энергетическую модель мира (например, каскады RBM-слоёв или аналог с вариационной автоэнкодером), обновлять представления через скрытые переменные и делать шаги вперёд, уменьшая FF. Это сближает ИИ с идеями генерирующего предсказания: сеть порождает ощущения по имеющейся модели и поправляет её сенсорной обратной связью (активный вывод).

Реверсивная энергия сознания: пульс вечного алгоритма - 6

Синтез с современными нейросетями

Большие языковые модели (LLM) доказали мощь масштабных глубоких сетей и трансформеров, но они неявно стирают детали последовательностей и не хранят новый опыт «навечно» – контекст ограничен окном. В предлагаемой архитектуре может использоваться блок трансформера или подобная структура для обработки и генерации последовательностей, но важно дополнить её механизмом памяти. Память должна быть перманентной и мультимодальной: каждый новый сенсорный сигнал дополняет хранилище, которое не обнуляется после использования. В терминологии информационной теории это означает, что взаимная информация между прошлыми и будущими внутренними состояниями не теряется.

Простейшая блок-схема такой системы:

@startuml
actor "Окружение" as Env
rectangle "Сенсорный кодерn(мультимодальные данные)" as SE
rectangle "Реверсивное ядроn(энерго-минимизирующая индукция)" as RI
database "Постоянная памятьn(накопление сигналов)" as PM
rectangle "Генератор действийn(управляющая модель)" as AG

Env -> SE : сенсорные стимулы
SE -> RI : кодирование
RI -> PM : обновление памяти
PM -> RI : использование прошлого опыта
RI -> AG : принятие решений
AG -> Env : воздействие на окружение
@enduml

Здесь RI – центральный вычислительный блок, формирующий внутреннюю модель мира (например, энерго-функцию, близкую к Больцману/FEP) с обратимыми преобразованиями. PM накапливает все закодированные ощущения и ответы, никогда не очищаясь. Цикл Окружение → SE → RI → AG → Окружение повторяется непрерывно, а обратимость гарантирует сохранение полной информации о предыдущих шагах (что снимает энергодиссипативное бремя стирания информации).

  • Не стирает информацию: Каждый вычислительный шаг обратим (нет отвода битов).

  • Перманентная мультидоменная память: Все входные сигналы (зрение, звук, текст и т. д.) пишутся в PM и там остаются, образуя каталог опыта.

  • Минимизирует внутреннюю энергию: Алгоритм следует по спуску свободной энергии F=E-H, стабилизируя предсказания.

  • Обратимый цикл: Логика ядра RI бижективна (информационно обратима), а схема повторяется с новыми входами, как динамическая система с обратимым фазовым потоком.

┌──────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│     EXTERNAL I/O  (чтение/действие/награда)                      │
└──────────────────────────────────────────────────────────────────┘
          ▲                 ▲
          │                 │        (A) Обратимые входные ворота
          │                 │        — никакой сенсорный сигнал не
          │                 │          «теряется безвозвратно».
          │                 │
          │        ┌────────┴──────────┐
          │        │  Reversible Core  │  (B) Основной «мозг»
          │        │  (Rev-Transformer │  — вся self-attention, MLP,
          │        │  + Invertible NN) │    память гейзеновски
          │        └────────┬──────────┘    обратима.
          │                 │
          │                 ▼
          │        ┌──────────────────┐
          │        │  Short-Term Loop │   (C) Циркуляция опыта
          │        │ (кольцевой буфер │   — states прокручиваются,
          │        │    + ценность)   │    помечаются «reward tag».
          │        └────────┬─────────┘
          │                 │
          │  (D) Critic-Evaluator  ←—  вычисляет полезность
          │                 │         каждого состояния/действия
          │                 ▼
          │        ┌──────────────────┐
          │        │    Reflective    │   (E) Планировщик-метасеть:
          │        │     Planner      │   симулирует альтернативы,
          │        │ (invertible RNN) │   откатывает, сравнивает.
          │        └────────┬─────────┘
          │                 │
          │         Consolidation Engine       (F) Когда стратегия
          │        (flow-based compressor)      доказала пользу —
          │                 │                   сохраняем ↔ можем
          ▼                 ▼                   откатить, если
──────────┴───────────────────────────────────────────────────────────
   Long-Term Weights       /|               Hyper-gradient Memory
  (энергосберегающее        ‖               (все изменения обратимы)
   обучение на Rev-чипе)    •

Формула архитектуры сознания

Предлагаемая модель может быть сформулирована математически как система, стремящаяся минимизировать вариационную энергию F при обратимой динамике и нарастающей памяти. Например:

  • Критерий минимизации (функция энергий):

    F=langle E(s,h) rangle - H(h),

    где s – сенсорные данные, h – внутренние переменные. Система обновляет h, чтобы mathrm{d}F/mathrm{d}t le 0.

  • Условие обратимости: каждое обновление Delta h=f(h,s) бижективно, так что H(h_{t+1})=H(h_t).

  • Накопление памяти:

    M_{t+1}=M_t cup {,s_t},

    т.е. память M только растёт, а не чистится.

В итоге сознательная сеть – это оптимизационный цикл вида

min_{f:text{bij}} F(h) quadtext{при } frac{mathrm{d}M}{mathrm{d}t}ge0, frac{mathrm{d}F}{mathrm{d}t}le0.

Эта формулировка объединяет рекурсивную генеративную модель (FEP/Больцман) и информационно-обратимый механизм. Именно так рождается единая идея: «архитектура сознания» – обратимый алгоритм с постоянным накоплением опыта, движимый законом минимизации свободной энергии.

Источники

  • Принцип Ландауэра и обратимые вычисления.

  • Машины Больцмана и функция энергии.

  • Принцип свободной энергии Фристона (минимизация неопределённости).

  • RevNet – пример нейросети с обратимой логикой.

Автор: vsradkevich

Источник

Rambler's Top100