Осваивая новые направления: что получила backend-разработчица от изучения продуктовой проработки и дизайна. cjm.. cjm. usm.. cjm. usm. Дизайн.. cjm. usm. Дизайн. искусственный интеллект.. cjm. usm. Дизайн. искусственный интеллект. путешествия.. cjm. usm. Дизайн. искусственный интеллект. путешествия. Развитие стартапа.. cjm. usm. Дизайн. искусственный интеллект. путешествия. Развитие стартапа. стартап.

Всем привет! Меня зовут Воляница Елизавета, я магистрант ИТМО по программе Искусственного интеллекта AI Talent Hub и по совместительству backend-разработчик на маркетплейсе. В основном я занимаюсь проектированием архитектуры, декомпозированием задач и написанием кода для различных систем. Но причём здесь графический дизайн? 

Недавно, когда у меня появилась та самая гениальная идея для того самого стартапа, который «ну 100% выстрелит», я столкнулась с тем, что нужно не только проектировать архитектуру и писать код. Тогда мой дизайн выглядел как-то так:

Первая попытка сделать дизайн

Первая попытка сделать дизайн

Когда у меня появилась возможность пройти обучение по дизайну, я подумала — почему бы и нет? Научусь правильно «красить пиксели», тоже полезно. Спойлер: курс оказался не просто про «сделать красиво». В этой статье я расскажу про процессы проработки дизайна продукта, с какими трудностями я сталкивалась, какие инсайты получила и вообще — стоило ли оно того.

Курс «Графические интерфейсы» Матвея Брыскина несколько лет читается на базе ИТМО, ВШЭ и некоторых других вузов. Он покрывает исследования рынка, конкурентов, интервью пользователей, подготовку пользовательских сценариев и создание итогового дизайна. Мы работали в небольших командах: кто-то прорабатывал свои личные проекты, а мы решили взять несуществующий сервис путешествий, чтобы отточить свои навыки. Обучение длилось полтора месяца, в течение которого необходимо было выполнить все задания.

Исследование рынка

Первый этап — анализ рынка: необходимо было посмотреть конкурентов с похожим функционалом, какие есть аналоги, в чем их плюсы и минусы. В итоге наше исследование было недостаточно глубоким: мы не рассмотрели сравнение функциональных и нефункциональных возможностей сервисов. Зато удалось найти пару интересных приложений — начиная от американских стартапов, заканчивая возможностями TripAdvisor, с которыми я раньше не была знакома. Получилась небольшая таблица с описанием возможностей и идей. Также в этом шаге мы анализировали прибыль, KPIs, а также пробовали оценить объемы рынка через метрики TAM/SAM/SOM.

Небольшая часть исследования конкурентов

Небольшая часть исследования конкурентов

Что я для себя открыла:

  • Оказывается, прежде чем реализовывать свою идею, стоит изучить существующие сервисы — возможно эту проблему уже кто-то решил, пусть и другим способом. Важно тщательно продумать, что именно ваш продукт может предложить пользователю, чего нет у конкурентов.

  • Анализ прибыли конкурентов поможет оценить свои возможности. Возможно, конкурентные сервисы могут быть не очень успешны из-за неудобной реализации или низкого качества продукта. А может быть, что пользователи в принципе не расположены к использованию такого продукта. В этом случае нужно опять хорошенько подумать над идеей, попробовать посмотреть с другой стороны, либо вообще изменить концепцию.

Проверка гипотез через интервью

Хорошо, мы поняли, что подобные сервисы есть, и они пользуются популярностью. Выяснили, какую часть рынка мы могли бы покрыть, на кого ориентироваться и чьи проблемы решать. С этими знаниями уже можно составлять гипотезы и общаться с потенциальными пользователями. Нам удалось выдвинуть следующие предположения:

  • Планировать путешествия — сложно и неудобно

  • Трудно найти попутчиков для путешествия

  • Не хватает наглядных карт и удобных дашбордов для планирования

  • Сложно найти удобную базу знаний об интересных местах и достопримечательностях

На основе этих гипотез мы составили список вопросов для интервью, чтобы покрыть все аспекты. Вопросы были как открытые, так и закрытые, с возможностью в финале поделиться впечатлениями и рассказать о том, что мы не упомянули. Примеры вопросов:

  • Как вы обычно планируете свои поездки?

  • С какими проблемами при планировании поездок вы сталкивались? Как вы с ними справлялись?

  • Какие методы вы используете при планировании поездок?

  • Если бы у вас была возможность улучшить один аспект вашего текущего подхода к планированию, что бы вы изменили?

  • И так далее.

Нашей команде удалось проинтервьюировать около 8 людей, каждое интервью занимало от 30 до 50 минут. Поскольку тематика нашего сервиса была достаточно распространенной, то в качестве интервьюируемых мы привлекли путешественников различных типов, бюджетов и подходов — в основном это были друзья и родственники. В результате удалось собрать множество различных мнений, историй — их мы записывали прямо во время интервью в табличку, а потом провели тщательный анализ с помощью транскрибаций записей.

Некоторые инсайты с интервью:

  • Дашборды мало кому нужны — это неудобно. Ставить целое приложение ради одной поездки сложно, а если ещё и данные нужно загружать вручную, то использовать его и вовсе не хочется.

  • Пользователи хотят  делиться своими маршрутами с друзьями, чтобы рекомендовать активности и рестораны, а также смотреть маршруты других.

  • Несколько человек упомянули, что было бы супер получать real-time информацию о событиях, которые происходят сейчас (или будут происходить в ближайшее время) в окрестностяхи.

  • Многие используют Яндекс Карты для планирования путешествий и маршрутов, а «Избранное» в Telegram — лучший блокнот и файлообменник.

В целом, некоторые наши гипотезы подтвердились, а некоторые были отклонены, но так как работы шли параллельно, то подход к дизайну мы изменить не успели. На будущее я сделала заметку, что на такое исследование нужно закладывать больше времени.

Что я нового узнала:

  • Когда решаешь проблемы пользователей, то нужно решать именно их проблемы, а не свои. Разговаривать с людьми обязательно, слушать обязательно, анализировать обязательно.

  • Нужно относиться к своим идеям критически: ставить под вопрос каждую идею, стараться опросить людей из разных пользовательских сегментов и не искать подтверждение того, что хочешь услышать.

  • Иногда проблемы решаются с помощью изменений процессов, не всегда целесообразно везде использовать автоматизацию и ИИ.

Вдохновение и USM

User Story Mapping (USM) и Customer Journey Map (CJM) уже стали стандартными методами проработки продукта, но на всякий случай опишу. 

User Story Mapping — это метод сбора требований и планирования релизов программного продукта, метод проектирования продукта, который позволяет визуально отображать пользовательские истории. 

Customer Journey Map — это визуализация пути клиента. Отображение того, как пользователь взаимодействует с сервисом, двигаясь по определенному сценарию. В моём понимании это нужно, чтобы декомпозировать большую и сложную идею, разделив её на:

  • Minimum viable product (MVP) — минимальная функциональность продукта, чтобы запуститься и протестировать гипотезы.

  • Minimum marketable product (MMP) — минимальная продаваемая функциональность продукта.

  • Minimum lovable product (MLP) — минимальный функционал, чтобы достичь вау-эффекта.

В самом начале идея нашего продукта выглядела как что-то недосягаемое и необъятное, однако, с помощью таких методов и визуализаций удалось разбить задачу на понятные и реализуемые истории, которые в теории можно было бы распределить по спринтам. Также удалось приоритизировать получившиеся истории и понять, какой объем задач нужно было прорабатывать на первом этапе.

User Story Mapping для сервиса планирования путешествий

User Story Mapping для сервиса планирования путешествий

Параллельно с этим мы начали собирать доску в Figma со ссылками и примерами дизайнов для вдохновения. Собрали впечатляющие переходы, графические элементы, визуалы, цветовые схемы, примеры лендингов, а также расположений элементов. В общем — всё, чтобы быть в одном дизайн-контексте.

В чем ценность для меня:

  • Явное разделение задач на MVP, MMP, MLP помогает навести порядок в процессах разработки, наладить приоритеты и не прикручивать супер-крутую и сложную функциональность к неработающему продукту.

  • Кради как художник. Чтобы разработать хороший дизайн, нужно развивать насмотренность — изучить большое количество успешных решений. Такой же метод работает и с clean код.

Наброски, вайрфрейм, брендбук и дизайн

После всей проведённой аналитики и сбора референсов, мы начали непосредственно переходить к дизайну — но поэтапно. Сначала каждый член команды должен был подготовить наброски на бумаге с примерами нашего сервиса. Затем все эти наброски мы соединили в интерактивный концепт. Из интерактивного концепта появился вайрфрейм. Вайрфрейм (англ. wireframe) — это схема с низким уровнем детализации, которая визуализирует структуру и содержание сервиса. Параллельно с этим подготовили брендбук продукта, где был сделан подбор цветов, шрифтов и размеров. Затем на готовый вайрфрейм были наложены выбранные стили, шрифты, взяты изображения вместо схематичных обозначений – и что-то похожее на дизайн нашего сервиса наконец-то появилось.

Страница из брендбука

Страница из брендбука
Как мы наши наброски переносили в вайрфрейм

Как мы наши наброски переносили в вайрфрейм
Создание прототипа

Создание прототипа
Итоговый дизайн сервиса планирования путешествий

Итоговый дизайн сервиса планирования путешествий

Итоги

В итоге стало ясно, что «красить пиксели» — лишь одна из ступеней большого пути к созданию качественного дизайна. Несмотря на то, что результат нашей работы пока далек от совершенства, возможность пройти весь процесс в рамках учебного проекта оказалась чрезвычайно ценной. С новым пониманием этапов, через которые проходит задача перед передачей команде разработки, возникает ощущение более глубокого видения проекта. Надеюсь, что инсайты, которыми я поделилась, тоже найдут отклик. Делитесь своими мыслями и неожиданными открытиями, с которыми вам удалось столкнуться. Большое спасибо за прочтение!

Отдельная благодарность магистратуре AI Talent Hub за качественный подход к образованию и Матвею Брыксину за интересный подбор материалов, новые идеи и вдохновение. Удалось посмотреть на прежде далекую и загадочную область с новой стороны.

Автор: ai-talent

Источник

Rambler's Top100