Привет, Хабрчане! Меня зовут Никита Егоров. В MWS я работаю продуктовым аналитиком, а параллельно с основными задачами с января 2025-го занимаюсь менторством. Это когда тебя закрепляют за сотрудником, которому ты будешь помогать прокачиваться, строишь с ним план обучения, определяешь цели, а потом в течение трех месяцев работаешь с ним.
Сегодня расскажу, как я к этому пришел, почему для меня ценно вкладывать силы в развитие сотрудников, как менторство устроено в нашей компании и какие вообще у этого есть результаты. Погнали, и да пребудет с нами сила!

Как я пришел к менторству
Для меня менторство в MWS стало не совсем новой историей: раньше я четыре года работал репетитором по информатике и математике, готовил школьников к ЕГЭ. У меня хорошо шел процесс, нравилось видеть отдачу от ребят. Самое ценное на тот момент — слышать что-то вроде: «Блин, с тобой я реально полюбил математику».
По образованию я кибербезопасник. Учился в прекрасном городе Ростове-на-Дону, и у меня было пару потрясающих преподов, которые излучали любовь к предмету, горели ими. Помню, один из них пришел к нам с ИТ работать по совместительству, он был старше нас, студентов, лет на 5–6. Зашел в аудиторию и сразу сказал: «Давайте на ты, без лишнего официоза. Моя задача за минимальное время положить вам в голову максимум информации. Поэтому не надо меня бояться, смело задавайте вопросы. Мы с вами будем максимально продуктивно работать, разбирать практические кейсы, а не просто изучать теорию в вакууме». И действительно, это было очень полезно и интересно — мы не хотели уходить с его пар.
Сам я никогда не думал о преподавании всерьез: получать специальное образование, потом идти работать в школу и университет. Но мне всегда нравилась идея делиться своими знаниями с другими. Так что менторство как деятельность четко совпало с моими ценностями. Когда я устроился в МТС и узнал, что тут есть такие программы, сразу решил подать заявку. Но чтобы стать ментором, мне сначала нужно было проработать в компании минимум 6 месяцев — такое правило.
Сейчас я выступаю в роли ментора для других, при этом и сам тоже продолжаю учиться новому — у меня тоже есть ментор. Я давно заметил: если хочешь глубже погрузиться в какой-либо материал, лучший способ — это рассказать о нем другому. Чем больше работаю с кейсами и обратной связью, тем лучше понимаю структуру предмета и как на самом деле все устроено.
Но менторство для меня — не только новые скилы и карьерное развитие. В первую очередь это про людей: связи сохраняются, а шарик очень маленький. Вы обязательно пересечетесь в работе или жизни вообще — и из этого может получиться что-то действительно классное!
Как устроен процесс менторства
Все начинается с того, что менти выбирает направление для развития — оно должно хоть как-то соприкасаться с его деятельностью в компании. Если ко мне за аналитикой приходит разработчик бэкенда и фронтенда, он должен согласовать это с руководителем. Иначе возникнут вопросы, зачем ему аналитика, если он занимается разработкой.
Программа для менти в МТС официально рассчитана на три месяца: 12 занятий, каждую неделю по одному. Но на практике выходит дольше, потому что есть загруженность, отпуска — иногда кто-то занят, и мы подстраиваем расписание. Три месяца могут выйти и в четыре, и в четыре с половиной — и это нормально.
Менти до старта формирует четкие цели — не только верхнеуровневые, а с деталями: не просто «стать гуру в А/B-тестах», а, например, «подтянуть дизайн А/B-тестах, стат-критерии, гипотезы, способы презентовать результаты». Ментор видит твой запрос — ага, вот такую зону развития надо подсветить, и строит с тобой рабочий план.
Потом проходит первая встреча — контрактование. Вы общаетесь, смотрите, сходитесь ли вы с человеком по вайбу и формату общения. Я на менторских встречах общаюсь свободно и на равных. Мне кажется, это максимально продуктивно: вижу, что человеку так тоже становится комфортно. И да, у нас никаких «вы», мы сразу на «ты».
Дальше вы обсуждаете, как будете достигать цели из запроса менти. Ментор предлагает свои варианты, как это будет происходить: сколько и какой теории он тебе даст, сколько будет кейсов. Еще нужно обсудить темп развития, сколько часов в неделю получится выделять на домашку. У меня подход гибкий: например, была менти, с которой мы обсудили план работы, но у нее началась сессия, и пошли жесткие завалы. Я всегда на каждом занятии спрашиваю: «какой сегодня настрой, как на работе дела?». И она честно сказала: «Сейчас могу выделить только час в неделю на конспекты, потому что учеба в приоритете». В таких ситуациях я всегда поддерживаю и предлагаю перестроить темп. То есть даю понять: все нормально, главное — не бросать.
Чего достигли мои ребята
Получил работу
Пока у меня было четыре менти: первый — внешний, остальные — из МТС. А началось все так: мы познакомились с парнем в Штатах, когда я жил там полгода. Пересеклись, сдружились, подписались друг на друга в соцсетях. Потом я периодически что-то выкладывал про свои карьерные успехи, а он за этим следил. В какой-то момент он написал: «А можешь поделиться знаниями? Бабки не проблема». Я такой: «Йоу, делаем!».
Где-то 60–70% времени мы работали на английском, потому что ему это было нужно для местного рынка. У него была базовая подготовка по информатике: самые простые алгоритмы, ничего серьезного. Начали заниматься, и это был, скорее, микс между менторством и классическим преподаванием: встречались раз в неделю по два часа, решали практические задачи. Где-то через полгода активной работы он получил оффер в американскую компанию по недвижимости, и сейчас там работает.
Убил в себе самозванца
Другой кейс — про то, как после моего менторства джуну из МТС удалось расправиться с синдромом самозванца (надеюсь, что навсегда). Изначально запрос был такой: прокачать понимание метрик, развить продуктовое мышление и, в целом, ускорить рост в профессии. Он показал себя очень крутым специалистом: ответственный, трудолюбивый, быстро прогрессировал, ему реально нравилось заниматься и разбираться в новых задачах. Но была проблема: у него проскакивал синдром самозванца. Вот знает, что многое умеет, но уверенности нет. Тогда я понял, что ему нужно помочь убедиться, что он реально «в рынке», что его скилы востребованы. Я предложил ему: «А попробуй пройти собеседования в других компаниях». Спокойно — это не значит, что нужно уходить. Цель — понять свой уровень, получить обратную связь и признание. Ведь одно дело, когда слышишь «ты молодец» от близких и коллег, которые стали друзьями. А другое — получить стороннее признание от квалифицированных людей с экспертностью.
Результат того стоил! Парень получил оффер в еще один бигтех, успокоился и остался в текущей команде. Сейчас по-прежнему работает в MWS, и у него огромный драйв и желание развиваться.
Прокачал софты: уверенность, коммуникацию, способность аргументировать
Другой мой менти пришел с запросом: «При планировании мне иногда попадаются задачи, которые кажутся нецелесообразными. Я понимаю это, но не могу сформулировать, что с ними не так. В итоге делаю то, что считаю бесполезным».
Дальше мы разбирали реальные примеры и я объяснил, что важно аргументировать свое видение задачи не личным мнением, а данными. То есть не просто «мне кажется, что задача бессмысленная», а объяснять. Например, «у нас нет нужных данных (дальше перечисляем, каких), поэтому тут мы впустую потратим ресурс». Ну и, конечно, важно уметь предложить альтернативу и объяснить, почему выбрал такое решение, почему считаешь его правильным. Потренировавшись, менти стал доносить свои аргументы руководству — в итоге все решилось. Кейс очень показательный.
Взаимодействие с клиентами — еще один частый запрос. Вот реальный случай: девочка переходила в аналитику из дата-сайенса и боялась общаться с внутренними заказчиками, ей было неловко задавать уточняющие вопросы. Я объяснил: главное — грамотно формулируй мысль и уточняй детали заблаговременно, а потом мы все это много отрабатывали на примерах. Такой подход к коммуникации сильно облегчает жизнь и экономит ресурс. Потому что не все заказчики умеют четко и понятно доносить информацию и, как следствие, начинается история про 10 итераций правок.
Иногда нужно просто направить
А еще я заметил вот что. Сначала менти говорят, что плавают в теме, не до конца уверены в себе, могут ошибаться. Но потом, когда мы разбираем практику и возможные затыки, у них проявляются навыки не просто решать задачи по шаблону, а предвидеть, где могут быть подводные камни — и это очень ценно. Я вижу, как они становятся более уверенными: даже говорят иначе, глаза загораются. Видно, что на самом деле человек в теме — и знает, чего хочет. Так что иногда людей просто нужно немного направить, а дальше дело идет как по маслу.

Как стать ментором в МТС
В МТС программа менторства построена очень удобно: тебя сопровождают от начала и до конца. Мне было интересно посмотреть, как подготовлены материалы: дневник прогресса, видео для вката. Даже если опыта в менторстве у человека еще не было, все легко освоить.
Направлений для менти в компании почти 30 штук — это и системный анализ, и разные языки программирования, и фронтенд с бэком, работа с данными и управление проектами. Сейчас в программе работают около ста пар. При этом руководители поддерживают, если сотрудник хочет стать ментором — ведь для них выгодно, чтобы прокачивались менеджерские навыки, и в будущем такие люди могут брать более ответственные задачи и стать тимлидами.
Если человек в МТС сам хочет стать ментором, нужно зайти на страничку менторинга, заполнить форму или написать напрямую организаторам. Тебе все объяснят, дадут материал. Есть 10–15-минутное видео о том, кто такой ментор, как стартовать в этом деле, как выстраивать стратегию.
По критериям для становление ментором все относительно гибко. Харды указываешь сам плюс это верифицируется твоим руководителем. Чтобы брать стажеров или джунов, нужно быть минимум middle-специалистом. Раз тебя уже взяли мидлом, значит, ты определенно в чем-то шаришь!
Баланс и выгорание ментора
Когда накапливается усталость, нужно брать паузу, чтобы не перегореть. Все-таки ты совмещаешь менторство с основными рабочими задачами. У меня были ситуации, когда в какой-то момент я понимал: сейчас не время набирать новых людей, лучше завершить уже начатое.
Я отслеживаю свое состояние так: если не успеваю подготовиться к встрече, пытаюсь «разорваться» между рабочими задачами, личной жизнью и менторством — это и есть тот маячок, что пришло время притормозить.

Если не соблюдать баланс, очень легко выгореть — результаты уже не радуют, начинаешь относиться к делу как к рутине, меньше отдаешь энергии, и твои менти это сразу чувствуют. Поэтому важно давать себе паузы, уметь сказать «стоп» до того, как наступят последствия для психики, и возвращаться к менторству уже с нормальным ресурсом.
Искусственный интеллект против живого ментора
Ценность работы с ментором в том, что ты получаешь личный опыт, который нельзя вычитать где-то в открытых источниках или книжках. Именно личные кейсы и живой разбор реальных ситуаций работает лучше всего.
Многие сейчас обращаются к ИИ за советами насчет работы, чтобы выстроить план обучения или решить конкретный кейс — то есть можно сказать, к нему идут как к ментору. Но я считаю, что ИИ близко не подберется к тому уровню, который дает эксперт, из-за совокупности факторов.
Например, сейчас, в эпоху удаленки даже у джунов бывает только один-два дня в офисе, а людям важна коммуникация. Когда общаешься с человеком хотя бы по видео, а он искренне заинтересован в тебе и спрашивает, как ты себя чувствуешь и какие у тебя результаты, что получается, а что нет, у тебя есть реальная обратная связь. Плюс ты можешь обсуждать кейсы, рабочие с узкой специализацией, потому что мы с моими менти работаем в одной компании или сфере. Самая ценная информация — это детали рабочих нюансов. Но если ты будешь выгружать это в ChatGPT, он не сможет понять «внутрянку» в силу своей нечеловечности. Например, когда говоришь: «У меня проблемы с пользователями…», ИИ просто не прочувствует контекст.
Зато я сторонник использовать ИИ для генерации данных — это отлично помогает составлять кейсы под проекты. Если умеешь хорошо формулировать задачи и писать промпты, можно сделать данные, с которыми получится потренироваться.

Как найти ментора, если в компании такой программы нет
Недавно я осознал, что мне самому нужен ментор — нужно подтянуть знания по А/B-тестам до продвинутого. Из-за специфики своей работы я не могу нормально использовать этот навык: у меня просто сегмент такой, что не получается их много крутить (B2B).
Я посмотрел на сайте нашей программы — в тот момент менторов по А/B-тестам не было. Я подумал, а вдруг кто-то из хедов или каких-то сеньоров может подсказать? Прошелся по разным людям: начал с руководителя аналитики. В итоге меня познакомили с чуваком, который занимается всеми А/B-тестами в компании. Парень с огромным багажом знаний!
У него это первый опыт как у ментора, но ему самому сейчас полезна эта роль, потому что его двигают на позицию тимлида. Мы быстро нашли общий язык, смэтчились, созвонились. Он немного стеснялся: мой ровесник или чуть старше. Но я ему сразу сказал: давай, не парься, я всегда могу дать фидбэк, если что-то будет не ок. Так мы и начали работу.
Так что найти ментора можно самостоятельно как внутри компании так и вне — всегда есть хорошие спецы, которым интересно развиваться в этом направлении. Главное — попробовать поискать: если нет доступных, возможно, вы кого-то замотивируете сами.
Что в итоге
Подытожу свой текст тремя ключевыми выводами.
-
Быть ментором полезно, если ты хочешь еще глубже понять свой предмет, или тебе нужно прокачать софты перед тем, как попасть на менеджерскую позицию. Менти прокачивают не только конкретные хардовые навыки: это еще очень классный способ стать увереннее в себе, научиться аргументировать свою позицию, общаться с руководителем и клиентами.
-
Искусственный интеллект может сгенерировать данные для кейсов, но не заменит работу с живым человеком. Ведь самое ценное в менторстве — это возможность обсуждать реальные кейсы и опыт.
-
Если в компании нет специальной программы, которая нужна вам, попробуйте поискать потенциального ментора самостоятельно. Найти заинтересованного человека вполне реально — проверил на своем опыте.
На этом все. Если у вас есть вопросы по менторству, что и как тут устроено, пишите. Постараюсь быть полезным!
Автор: Nick_im_alrightt


