Всем привет. Этот пост открывает реплику моего нового проекта “ИИ простыми словами” здесь на Хабре. Сегодня хочу рассказать о том, что сподвигло меня начать этот цикл, а также обозначу некоторые базовые моменты.
Начну с того, как мне пришла в голову эта мысль.
Мне часто приходится обсуждать аспекты ИИ с разными людьми. Иногда с большими начальниками в высоких кабинетах. Тема нынче хайповая, и “руководящие и направляющие”, конечно не могут остаться от нее в стороне. Но вот “матчасть” у них зачастую хромает. Время от времени приходится слышать что-то типа:
– Используя ИИ, мы сможем повысить производительность труда дворников в два раза!
– Нельзя пользоваться зарубежными моделями, потому что в них всех вредоносные “закладки“!
Ну или вот мое любимое (от широко известной в узких кругах Натальи K)
-ChatGPT надо запретить, потому что это – “черный ящик”!
В такие моменты у меня делается очень кислое выражение лица (увы, это видно) и я думаю примерно следующее.
-Друзья мои, дикие но симпатичные. Вы хотя бы как то представляете себе то, о чем пытаетесь говорить? Может стоит все-таки хотя бы букварь прочитать сначала?
Но приходится сдерживаться. Ибо, как было сказано, начальники большие, а кабинеты – высокие. Однако, потом я сам себя одергиваю – ведь “букваря” -то хорошего нет. Ну точнее, мне такой неизвестен. Не заставлять же мне их читать книжку Гудфеллоу (хорошего паренька по-тамошнему) и Бенджио (один из отцов – прародителей ИИ). Она, конечно, прекрасна, но там 650 страниц текста, а формул и того больше…
Или вот еще какой пример. Был я примерно год назад в Якутии. Ездил волонтером по сельским школам и агитировал ребят поступать в айтишные (естественно-научные) ВУЗы. Меня тогда почему-то на подвиги тогда потянуло. Думал, вот приеду и буду всем рассказывать, как болтался на краю света в пятидесятиградусный мороз. Но подвига настоящего не получилось, всего-то было -30С и то недолго. Зато осталось какое-то количество фоток. Приехали мы тогда в одну из школ отдаленного района и я с учительницей физики разговорился. Хорошо запомнил тот разговор, потому что таким как она памятники ставить надо.
– У нас конечно, как обычно, уроки, домашние задания, программа. А еще я с ребятами практические работы веду – чтоб им интереснее было.
-Это как?
-Ребята сами предлагают идеи, а я им помогаю. Ну вот мы Пашей делаем станок для изготовления народных якутских инструментов. С Лерой – микроконтроллер программируем для управления теплицей. А с Максимом из 9го “Б” – солнечную батарею на оксиде графена… – Тут, признаться, у меня отвисла челюсть, и вернуть ее на место удалось далеко не сразу. Ну я теоретически знаю, что такое графен, но уж никак не ожидал с ним столкнуться в Якутии…
-Оксиде графена? У вас тут какие -то специалисты есть по этой теме?
-Нет, откуда им взяться. Ближайшие, наверно в Курчатовском Институте. – смеется.
– Так ведь он в Москве, за тыщи верст. Это сколько же вам всего прочитать пришлось, прежде чем к работе приступить?
-Да, сложно. Книжки в библиотеке брали, по интернету шарились… – и тут мне пришла в голову мысль, которая до сих пор кажется хорошей.
-А у GPTшечки спрашивать не пробовали?
-У кого?
-Большая языковая модель. ChatGPT, Gigachat или чт-то еще.
-А разве они что-то об этом знают?
-Не только знают, но и способны внятно объяснить, начиная с азов.Ну, если их не “глючит” конечно. Поскольку “адаптируются” (если так можно выразиться) к уровню ваших вопросов.
И мы разошлись. Она – воодушевленная открывающимися возможностями. А я – в полном восхищении, что есть такие учителя в сельских школах нашей необъятной страны.
И вот эти случаи натолкнули меня на мысль о том, что нужен какой-то “букварь”. Что-то вроде учебника – “Искусственный интеллект для чайников”. Для людей, с его разработкой напрямую не связанных. Ибо одни пытаются что-то регулировать, но плохо представляют что. А вторым он может сильно помочь, но они не в курсе.
Но я не настолько самонадеян чтобы сразу приниматься за учебник. Я понимаю, что важно не только что рассказывать. но и как. Подача материала столь же важна, как и сам материал. Поэтому я решил начать с бложика на Дзене и за пару недель настрогал там изрядно материала. Мне казалось, что для Хабра все что я там пишу слишком элементарно, а вот для аудитории Дзена в самый раз. Но не тут то было. Аудитория моего канала в телеге и “хозяева площадки” убедили меня что и для Хабра мой контент сгодится. Не сказать, что мои сомнения полностью развеяны, но тут как раз самый простой способ подтвердить или опровергнуть – это попробовать.
Ну а теперь несколько базовых моментов.
-
О чем это?
Это моя попытка рассказать о технологиях ИИ неискушенной публике. Простыми словами ответить на базовые вопросы
-
Как это устроено внутри? Что там под капотом? Как это работает?
-
В каких задачах ИИ применим, а в каких бесполезен?
-
Как я могу воспользоваться преимуществами этой технологии в своей деятельности?
На самом деле круг вопросов, поднимаемых технологиями искусственного интеллекта гораздо шире. От фундаментальных математических проблем, лежащих в основании (то что я называю “проклятыми вопросами ИИ”) до вызовов этики и безопасности, которые порождает его внедрение. И во всех этих непростых вопросах мы будем пытаться разбираться на этом цикле.
-
Для кого это?
В первую очередь, для людей, которые сами не занимаются разработкой технологий ИИ. Профессионалы вряд ли найдут в этом цикле для себя какие-то откровения. И все же, если не заломает, заглядывайте иногда. А уж если поделитесь своими замечаниями и предложениями по улучшению материала – вдвойне здорово.
-
Как это будет выглядеть?
Набор коротеньких (3-7 мин) статей с большим количеством картинок. (Этот пост – досадное исключение. Надеюсь, останется единственным😁). Чтоб мозг неискушенного читателя не закипел. Хотя, как показывает опыт на Дзене – иногда закипает. Будем с этим работать. 😁
-
Где читать?
Я планирую продолжать вести блог на Дзене. Все еще верю, что для тамошней аудитории это полезней…😑 Сюда буду реплицировать, возможно, с некоторыми изменениями. Так что выбирайте. Другое дело, что Хабр будет немного запаздывать. Я уже наклепал (и продолжаю клепать) некоторое количество материала. И перенос его займет некоторое время.
-
What’s in it for me?
Для меня это в первую очередь методическое упражнение. Сам я впервые столкнулся с проблемами ИИ больше четверти века назад, когда мы только начинали работу над библиотекой компьютерного зрения OpenCV. Но над вопросами, как это объяснить без зубодробительных терминов и “восьмиэтажных формул” начал думать относительно недавно. И оказалось, что это заметно сложнее, чем мне представлялось изначально. Основная проблема в том, чтобы соблюдать баланс. Ибо с одной стороны можно вынести аудитории мозг через слово вставляя “глобальные экстремумы многомерных функций”, “скрытые марковские модели” или “‘энтропия Кульбака-Лейблера “. А с другой стороны есть риск впасть в чрезмерное упрощение, граничащее с шарлатанством. И это далеко не единственная плоскость, в которой приходится поддерживать равновесие. Так что этот цикл чем то напоминает мне…

ходьбу по канату.
Но, я верю что дорогу осилит идущий. И очень надеюсь на вашу помощь. Объяснять сложные вещи простыми словами – трудная задача. И надеюсь что ваши вопросы и замечания помогут сделать изложение доступнее.
Оставайтесь со мной.
Автор: vvvphoenix


