Внутренний порядок. Неужели я гений? В. Венгар, Р. Поу. Могучая сила вопросов.

Как бы выглядела компьютерная игра, если бы не было компьютера, преобразующего файлы в изображения? Как бы звучал телефонный звонок, если бы не было телефонного аппарата? Слова и изображения остались бы волнами невидимой энергии — мы не смогли бы воспринимать их. Материальный мир приобретает понятную форму только через контакт с соответствующим рецептором определенного органа чувств.

Так, по крайней мере, думал Дэвид Бом. Он предположил существование внутреннего порядка во Вселенной, согласно которому все, что мы видим, закодировано в чисто энергетические структуры. Только особенности человеческого восприятия переводят эту массу клубящейся энергии в доступную пониманию форму трехмерного пространства.

Принцип голографии.

Если в пруд бросить камень — по воде концентрическими кругами разбегутся волны. Бросьте три камня, и образовавшиеся круги волн пересекутся, «нарисовав» интерференционный узор.

Теперь представьте, что пруд мгновенно замерз, запечатлев изображение волновой картины. Узор на любом отколотом куске льда предоставит вам всю необходимую информацию для точного расчета точек падения всех трех камней.

Мельчайший кусочек голограммы содержит достаточно информации, закодированной в виде «интерференционного узора», чтобы воссоздать изображение целиком. Похожего эффекта можно добиться, заморозив «волновую картину» на поверхности пруда.

В 1947 году ученый Денеш Габор открыл способ кодировки трехмерных объектов на фотографической пленке, во многом похожий на тот, с помощью которого мы закодировали точки падения трех камней. Метод Габора, также основанный на явлении интерференции, был назван голографией.

Чтобы изготовить голограмму, нужно направить пучок лазерных лучей на объект так, чтобы он отражался на фотопластинку. Одновременно другой пучок лазерных лучей — контрольный — направляется прямо на пластинку. Когда два пучка сходятся, они создают интерференционный узор, фиксируемый фотопластинкой. После проявки вы увидите сложный набор волнистых линий, а чтобы получить изображение объекта, вы должны вновь направить на фотопластинку лазерный пучок. Его отражение формирует точную трехмерную копию объекта, висящего в пространстве в том же месте (относительно пластинки), где находился оригинал в момент создания голограммы.

Подобно кусочку льда, любой осколок фотопластинки будет содержать всю информацию, необходимую для восстановления голограммы целиком. Если вы разобьете пластинку на десять частей — получится десять отдельных голограмм.

Нелокальность.

Бом предположил, что окружающий мир является отражением некоего скрытого внутреннего порядка — подобно тому, как голограмма отражается от фотопластинки. Как и на голограмме, объекты Вселенной только кажутся «висящими» на своих местах. Поскольку все пространство в целом подчинено внутреннему порядку, любая точка во Вселенной полностью эквивалентна любой другой точке. Сама идея о том, что пространство поделено на дюймы, мили, световые года и парсеки — не что иное, как призрачная иллюзия наподобие теней в платоновской пещере.

Как следует из поведения упорядоченных частиц — квантов, внося незначительные изменения во внутренний порядок (аналогично изменениям в ориентации золотой рыбки в аквариуме), огромные расстояния в пространстве можно преодолевать мгновенно. Это и есть принцип нелокальности: расстояние не зависит от того, каким оно нам кажется.

Иллюзия времени.

Согласно Бому, время — еще одна голографическая иллюзия. Наши органы чувств дают нам знать, что время изменяется в линейной прогрессии: от прошлого — через настоящее — к будущему. Но все, что когда-либо происходило или будет происходить, уже полностью закодировано в суперголограмме.

Бом рассуждал, что упоение прекрасной музыкой дает возможность коснуться взглядом внутренней природы времени. Хотя мы слушаем музыку нота за нотой, аккорд за аккордом, мы не воспринимаем ее в линейной временной последовательности. Напротив, каждая следующая нота вызывает то, что Бом называл «активным преобразованием» восприятия всех ранее услышанных звуков. Подобным же образом мы способны предсказывать ноты, которые должны прозвучать. Нам нравится музыкальный фрагмент только в целом — с началом, серединой и концом, одновременно существующими и взаимодействующими в нашем сознании. Слыша свои произведения «целиком», Моцарт, должно быть, использовал это свойство восприятия. Согласно взглядам Бома, по крайней мере часть гения Моцарта проистекала из его способности ощущать музыку во всей ее реальной глубине.

Rambler's Top100