Я уже говорил и хотел бы повторить еще раз, что водная логика и потокограммы по большей части относятся к внутреннему миру восприятия. В некоторых примерах, проанализированных выше, читателю могло показаться, что потокограмма имеет дело с внешним миром реальности. Бывают времена, когда эти два мира сходятся, и очень близко. Если ваше восприятие достаточно точно описывает то, что происходит во внешнем мире, тогда подобие между двумя этими мирами будет весьма велико. Если внешний мир сам по себе определяется лишь восприятием людей, вовлеченных в ситуацию, тогда подобие будет весьма близким. Тем не менее следует помнить о том, что потокограмма описывает восприятия. Речь не идет о том, чтобы «доказать точку зрения» или «предоставить доказательства существования зависимости», как в случае анализа ситуаций во внешнем мире. Если зависимость существует в нашем восприятии, то она существует реально. Она может быть ошибочной или необоснованной, но это не имеет значения: она существует в виде восприятия. Строя потокограмму, мы пытаемся найти ее.
Когда мы видим потокограмму, то можем попытаться изменить зависимость, но это уже более поздний шаг. Поэтому когда мы смотрим на потокограмму, построенную другим человеком, нам никогда не следует позволять замечания вроде: «Почему вы так думаете?» Одни люди более красивы, другие менее, такова реальность. Одни восприятия умны и обоснованны, другие неадекватны или од-носторонни.
Потокограммы служат для того, чтобы мы могли видеть восприятия, какими они есть, а не такими, какими нам хотелось бы их видеть.
Это очень важная мысль; она может показаться трудной для понимания для тех, кто занимается объективным анализом. Обычно такой анализ на самом деле не такой уж объективный, а, опять-таки, состоит из набора восприятий — правда, таких, которые могут быть подкреплены аргументами в ходе спора. Относительно потокограммы спорить никогда не приходится. Вы можете потребовать уточнений или пояснений, если вам непонятны те или иные пункты в списке потока сознания, но это уже совсем другое дело.
Возможно, читатели, попробовавшие построить собственные потокограммы на основе учебных ситуаций, приведенных в книге, получат совсем другие результаты. Их потокограммы при этом будут заслуживать не меньшего внимания, чем мои. Каждая потокограмма может быть подвергнута изучению на предмет тех выводов, к которым она позволяет прийти.